Игры-забавы «Ладушки-ладушки» (группа раннего возраста). Как научить малыша играть в ладушки? Кто же выигрывает в игре "Камень, ножницы, бумага"

Ребенок 24.12.2023
Ребенок

Подружки, пост для вас! (ВНИМАНИЕ!!! Очень большой получился, но очень полезный. Рекомендую вернуться к прочтению после рождения малышей , к примеру)

Сейчас какой журнал не купишь - в любом статья о раннем развитии. Ладошку откройте, ладошку закройте, юла, неваляшки… И вроде какие-то присказки к этому даются, но все новые-незнакомые. А вот лично мои воспоминания о детстве - это игры с ладошками: ладушки, сорока-воровка (не знаю, почему воровка)кашку варила… Никаких других заморочек я не помню - и ничего, выросла девушка-красавица , с нормальным развитием: и стихи и тексты книг наизусть знала в раннем детстве, и читать рано начала.

И вот сегодня, совершенно случайно, наткнулась на пост про «ладушки» - лично для меня, после его прочтения, стало понятно - зачем это все надо и почему сохранилось в веках. У кого такое тоже было в детстве - предлагаю освежить воспоминания)))

Итак, про народный фольклор и ПРО «ПЕСТУШКИ» в целом.

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьки х .Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать, ориентируясь на микропериоды раннего детства - каждые 3 мес. Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.

Сорока-ворона
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” - не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша… Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить - сжимайте легонько каждый пальчик (в тексте более подробно-как правильно водить по ладошке, какой орган означает каждый пальчик)

Ладушки
Говорят, что по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается”. Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки” (как мы помним, все завершается прикосновением ладошек к головушке малыша)

-Ладушки, ладушки!- И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! - хлопнули в ладоши.
- Пили простоквашку! - еще раз.
- Кыш, полетели, на головку сели

или

«Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели …
Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны).
Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:
Ладушки-ладушки,
Где были? -У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели…
Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Три колодца
Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”. Тем не менее она - самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками). Игра строится на “легочном меридиане” - от большого пальца до подмышки. В мерзко-простудную осеннюю погоду такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы… (начинается с поглаживания большого пальца)
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
- Здесь вода холодная , - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему(профилактика простуды).
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
- Здесь вода теплая , - мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж легких”):
- Здесь вода горячая…
- А тут кипяток! - пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

ПРОЧИЕ ПЕСТУШКИ

Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:
«Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок».

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.
Ноги - бегушечки».

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Хорошо, если при этом мама весело произносит - слыша эту присказку в дальнейшем, малыш сам будет смеяться, подставлять головку, выполнять знакомые движения:
«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку - валяй, валяй!»

Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой. (попеременно пошлепывать лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения).Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.
Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

В самом посте ОЧЕНЬ много всего - себе перепишу в «малышкин» блокнот и буду активно пользоваться после рождения малышки

(для себя в качестве инфо)

Старославянские игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» великолепно развивают речь, мелкую моторику, память и чувст­во ритма у ребёнка. Кроме того, песенки, которые хорошо рифмуются, важны для по­знания математических азов, музыкальных законов и развития языка.

Оказывается, игры типа «Сороки-вороны» и «Ладушек» – не игры вовсе, а лечебные процедуры. Другими словами, в древности детей пестовали. Пестование – это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребёнка и настройки ребёнка на биополе Земли.

Так называемые «пестушки» мамы произносят, когда умывают ребёнка:

Водичка, водичка,
Умой моё личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

«Сорока-ворона» или «Сорока-белобока».

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони – проекция тонкого кишечника, отсюда и надо начинать массаж. Затем неторопливо увеличивайте круги – по спирали к внешним контурам ладони (здесь проекция толстого кишечника).

Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Описывая работу «сороки-вороны» на раздаче каши деткам (пальчикам), не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждый пальчик вашего ребёнка надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный – для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного – желудка.

Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил – вот тебе!») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «лёгочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Игра «Сорока-ворона» подойдёт и взрослым. Решите сами, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Полный текст «Сороки-вороны».

Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона»Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

Подобные «пестушки».

Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем -
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел!

Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я.

Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот – резал.
Этот – ел.
Ну, а этот – лишь глядел!

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: “Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!”

Палец толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

«Ладушки».

Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, «запрятанный» в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. Именно потому, по их мнению, у младенцев всегда сжаты кулачки, а по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается.

Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Вполне вероятно, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнёт работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности – к собственной ладошке, к голове или к маминой руке.

Ладушки, – говорите вы, – ладушки. – И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки! – соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! – хлопнули в ладоши.
- Что пили? Бражку! – ещё раз.
- Кыш, полетели, на головку сели! – это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

А вот полный текст «Ладушек».

Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

Подобные «пестушки».

Ладушки, ладушки.
Мы пекли оладушки.
Получилось ровно пять:
Один Жучке надо дать,
Два – коту с усами,
Два съедим мы сами.

Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрёшки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щёку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Стенка, стенка
(потрогать щёчки)
Потолок
(потрогать лобик)
Две ступеньки
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь – звонок!
(нажать на носик)

20.03.2019 12:00:00

Эти веселые игры развлекут ребенка и переключат его внимание.

10 игр на пальцах и ладошках

Для детских игр ладошками и на пальцах не нужны никакие подручные средства, то есть можно играть везде: дома, на улице, в гостях и в дороге. Только ваши руки и и тексты-считалочки, которые произносятся вслух. Мы предлагаем подборку игр с правиласми и словами, которые помогут занять ребенка.

Борьба на больших пальцах

Эту незамысловатую игру можно провести где угодно, детям она очень понравится, поскольку здесь легко проявить свои способности победителя. Два человека сцепляются пальцами правых рук в замок, а большими пальцами упираются друг в друга. Цель игры - «замять» палец другого, то есть перебороть противника и положить палец противника «на лопатки».

Плетенка на пальцах

Занимательная детская игра, в которую нужно играть вдвоем.

Возьмите тонкую верёвочку или шерстяную нитку длиной 1,5 м. Свяжите концы вместе узелком.

Первый игрок: продевает в верёвочную петлю ладони обеих рук, высвобождает пальцы и ещё раз обводит верёвкой каждую ладонь. Указательными пальцами обеих рук подцепливает верёвочку у середины противоположной ладони. Получилась фигура “колыбелька”.

Второй игрок: подхватывает указательными и большими пальцами места скрещивания верёвочки и, поддев снизу параллельные участки, разводит руки, растягивая верёвочку. Получилась фигура “перекрёсток”.

Первый игрок: подхватывает указательными и большими пальцами места скрещивания верёвочки и, проведя над параллельными участками, поддевает их снизу. Получилась фигура “дорожка”.

Второй игрок: подхватывает крест-на-крест мизинцами внутренние параллельные участки верёвочки и немного разводит руки в стороны.

Вставьте большие и указательные пальцы обеих рук внутрь образовавшихся верёвочных треугольников и, поддев параллельные участки, разведите руки в стороны, растопыривая большие и указательные пальцы. Получилась фигура “гамак”.

Первый игрок: подхватывает указательными и большими пальцами места скрещивания верёвочки и, зацепив параллельные участки сверху, разводит руки в стороны, растопыривая большие и указательные пальцы. Получилась фигура “перекрёсток” при ином положении пальцев.

Камень, ножницы, бумага

Популярная детская игра, которая не требует специальных приспособлений и реквизитов. Вся игра проходит с помощью рук. Одновременно сжимают в кулак одну из своих рук, трясут кулаками 2-3 секунды, произнося «раз-два-три» или «цу-е-фа», затем разжимают кулаки и показывают друг другу с помощью пальцев руки один из трех знаков - камень, ножницы или бумагу.

Камень - сжатый кулак, бумага - раскрытая ладонь, ножницы - распрямленные указательный и средний пальцы руки.

Кто же выигрывает в игре "Камень, ножницы, бумага":

  • камень ломает ножницы;
  • ножницы режут бумагу;
  • бумага накрывает камень.

Ладушки

Ладушки - это одна из самых первых игр с ладошками, в которые взрослые начинают играть с ребенком. Сначала взрослый сам берет ладошки малыша в свои и хлопает ими. Немного повзрослев, ребенок начинает играть с приятелями в садике или младших классах.

Игра в Ладушки повышает сосредоточенность, а также снимает нервное напряжение и улучшает настроение. Играть можно вдвоем напротив друг друга или по кругу, где каждое слово - хлопок своей рукой поверх ладони соседа слева.

Но самое интересное - это те тексты, которые нужно произносить, когда соприкасаешься ладошками с соседом.

Потешки для игры в ладушки:

Ладушки вы, ладушки.
- Где были?
- У бабушки.
- А что ели?
- Кашку.
- А что пили?
- Бражку.
- А что на закуску?
- Кислую капустку.
- Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.

Жили-были три японца
Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони
Жили-были три японки
Ципи, Ципи-Дрипи, Ципи-Дрипи-Тримпомпони
Женился Як на Ципи,
Як-Цидрак на Ципи-Дрипи
Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони на Ципи-Дрипи-Тримпомпони
Родились у Яка с Ципи - Шах
Як-Цидрака с Ципи-Дрипи - Шах -Шадрах
У Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони с Ципи-Дрипи-Тримпомпони -
Шах-Шадрах-Шадрах-Шетрони

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной -
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!

Мама сшила мне штаны
Из берёзовой коры,
Чтобы попа не потела,
Не кусали комары. (11 раз )
Но порвались те штаны
Из берёзовой коры,
Сразу попа запотела,
Закусали комары.

Улица Пушкина дом Колотушкина

Эта игра в ладоши на реакцию также подойдет при обучении счету. Можно играть вдвоем и больше, главное, правильно расположить ладони.

Игроки сгибают руки и держат ладошки перед собой. Затем соединяют свои руки таким образом, чтобы левая рука одного игрока смотрела на ладошку левой руки второго игрока, а правые ладошки располагаются за левыми на внешней стороне.

Можно размещать правые руки внутри, а левые снаружи, кому как удобно. Теперь игроки проговаривают слова и на каждое слово, игрок, который озвучивает это слово, хлопает по ладошке второго игрока. Текст такой:

***
Улица
Пушкина,
дом
Колотушкина,
квартира
под номером...

Летели дракончики,
ели пончики.
Сколько пончиков
съели дракончики?

Летела ворона в голубых панталонах, читала газету за номером … .

Тот, кто хлопает последнее число, должен попасть по ладони второго игрока, а тот, в свою очередь, должен успеть убрать руку, чтобы по ней не попали.

Игра очень веселая и забавная. Если много детей, то они по кругу выстраивают свои ладошки по тому же принципу, чтобы одна ладошка игрока была внутри, а вторая снаружи.

Пианино

Эта игра с ладонями подойдет для нескольких детей.

Все дети садятся в ряд на длинную скамейку. Правую руку каждый ребенок кладуе на левое колено соседа справа, а левую - на правое колено соседа слева. Игра начинается с того, что тот, кто сидит самым крайним слева, хлопает левой рукой по своему левому колену два раза.

Игрок, сидящий справа от него, хлопает своей левой рукой по его правому колену один раз, затем крайний левый игрок хлопает своей правой рукой по левому колену соседа и так далее, по цепочке.

Когда очередь дойдет до правой руки самого крайнего игрока справа, он тоже должен ударить по своей правой коленке два раза и цепочка хлопков пойдет в обратную сторону.

Нельзя путать последовательность рук. Кто ошибется - убирает руку назад. Ошибется второй раз - убирает вторую руку и уже просто продолжает наблюдать за игрой.

Ласточка

Игра с ладонями для двоих, смысл которой в том, чтобы водящий поймал палец второго игрока.

Правая ладонь малыша ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно взрослый произносит: «Ласточка». Одновременно пальцами правой руки он проводит по большому пальцу малыша от основания до кончика; затем, произнося это же слово, поглаживает другой палец ребенка.

Перебрав несколько пальцев малыша таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача малыша - быть бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!».

После того как перепелка «была поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой ребенка. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает поменяться ролями и с удовольствием ловит «перепелку» - палец взрослого.

В копну

Эта игра с кулачками для большой компании.

Играющие ставят на стол копну кулаков: каждый по очереди насаживает свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: «Чья копна на моей копне?».

Обладатель верхнего кулака отвечает: «Моя!» и тотчас слышит: «Ветром сдует, огнем сожжет!» - и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак.

Тут все играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: «Чья копна в поле одна?» - «Моя!» - «Убирай долой, поезжай домой!» - и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак или не в очередь задаст свой вопрос - проигрывает.

На постой

Эта игра - скорее небольшое театральное представление, в котором актеры - это пальцы. Смысл игры - не перепутать, когда какие пальцы должны "включаться" в игру. Получается очень веселая забава для детей и взрослых.

Обе ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом), безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом), средние пальцы - папа (говорит низким голосом), указательные пальцы - солдаты (говорят басом).

Скрещенные большие пальцы - порог избы. Hочь, в избе все спят.

Солдаты: - Тук-тук!
Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети: - Кто там?
Мизинцы постукивают друг о друга.

Солдаты: - Два солдата пришли переночевать!
Постукивают указательные пальцы.

Дети: - Спросим у мамы, Мама!
Постукивают мизинцы.

Мама: - Что дети?
Постукивают безымянные пальцы.

Дети: - Два солдата пришли переночевать!
Постукивают мизинцы .

Мама: - Спросите у папы!
Постукивают безымянные.

Дети: - Папа!
Постукивают мизинцы.

Папа: - Что дети?
Постукивают средние.

Дети: - Два солддата пришли переночевать!
Постукивают мизинцы.

Папа: - Впустите!
Постукивают средние.

Дети: - Входите!
Постукивают мизинцы.

Солдаты: - Ах какая благодать, что впустили переночевать! Войдем!
Указательные пальцы "пляшут", совершая перекрестные движения. Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.

Цап

Еще одна игра с ладонями и пальцами на реакцию.

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее: выпрямленная ладонь направлена вниз. Играющие приставляют указательные пальцы к его ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?
Кошки, мыши,
волки, зайцы,
прячьте пальцы.
Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово ЦАП, нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.

Теперь вы знаете 10 лучших детских игр на пальцах и ладошках, которые могут скрасить и разнообразить досуг вашего ребенка.

Светлана Бабенко
Игры-забавы «Ладушки-ладушки» (группа раннего возраста)

Музыкальный руководитель : У нас есть хорошие друзья (показывает поднятые руки) .

Они умеют играть и убирать игрушки, умеют умываться, могут покормить кошку и курочку.

А еще они умеют громко хлопать. Что это за друзья?

Дети с воспитателем : Ладошки.

Музыкальный руководитель : Да, это наши ладошки. Еще их называют ладушки , это значит ладные, хорошие. Поднимаем их высоко. (Руки поднимают вверх) . Вот такие у нас ладошки-ладушки . Посмотрим, что они умеют делать. Повторяйте движения вместе со мной.

Мыли мыло ушки («моют» ушки,

Мыли мыло ножки (потирают колени,

Вот какие ладушки (вращают руками, подняв их вверх,

Ладушки-ладошки !

Наварили кашки (мешают ложкой в мисочке,

Помешали ложкой

Вот какие ладушки (используют движения предыдущего куплета,

Ладушки-ладошки !

Курочке Пеструшке («сыплет» перед игрушкой воображаемые крошки,

Покрошили крошки,

Вот какие ладушки ,

Ладушки-ладошки !

Строили ладошки (ставятся два кубика, на них перекладину, рядом матрешку)

Домик для матрешки,

Вот какие ладушки ,

Ладушки-ладошки !

Принесли ладошки (поднимают лукошко, «перебирают» в нем ягоды)

Ягоды в лукошке,

Вот какие ладушки ,

Ладушки-ладошки !

Хлопали ладошки (хлопают, приплясывают,

Танцевали ножки,

Вот какие ладушки ,

Ладушки-ладошки !

Прилегли ладошки (соединяют ладони вместе и прикладывают их к щеке)

Отдохнуть немножко,

Вот какие ладушки ,

Ладушки-ладошки !

Музыкальный руководитель : А что еще умеют делать наши ладошки? Хорошо дружить!

Встаем и крепко возьмемся за руки! Поднимаем высоко наши дружные ладушки-ладошки и похлопаем ! А теперь погладим ими друг друга по головке. Вот какие замечательные у нас ладушки-ладошки .

А теперь сосчитаем пальчики на ладошках, пальчики сжаты в кулачки, руки перед собой.

Раз, два, три, четыре, пять (раскрывают по очереди пальцы правой руки,

(сжимают и разжимают кулачок) .

На другой руке опять (раскрывают по очереди пальцы левой руки,

Все они умелые, дружные и смелые (сжимают и разжимают кулачки) .

Раз, два, три, четыре, пять…

Стали ручки танцевать (вращают кистями рук) .

Музыкальный руководитель раздает детям погремушки

Детский оркестр исполняет русскую народную мелодию «Калинка» .

Потешки для самых маленьких – это коротенькие, ритмичные стихи, которые, как правило, не несут в себе глубокого смысла. Некоторые молодые мамы задаются вопросом: зачем нужны потешки? Приносят ли они какую-то пользу малышу? Специалисты по раннему развитию уверенно отвечают: да! О значении потешек для самых маленьких – в материале ниже.

Чем полезны потешки для самых маленьких?

1. Успокаиваем или забавляем малыша

Маленький ребенок воспринимает стихи гораздо лучше, чем обычную речь (что, впрочем, верно и для взрослого человека). представляют собой четко рифмованные стихи с ясным и простым ритмическим рисунком. Слыша такую речь, произнесенную родным и знакомым голосом, малыш успокаивается и прислушивается. Если озвучивать потешку с веселой, задорной интонацией – это развеселит карапуза, а если произносить слова медленно, задумчиво, можно успокоить малыша, подготовить ко сну, снять дневное перенапряжение.

2. Учим с ребенком слова и тренируем его память

Состоят из простых, легко произносимых слов. Даже если эти слова пока еще не понятны малышу, он запомнит их, а позже попытается произнести. Запоминая короткий веселый стишок, ребенок развивает память и внимание, активно работает речевой центр его головного мозга.

3. Знакомим малыша с окружающим миром

Сюжет большинства потешек для самых маленьких носит бытовой характер и знакомит ребенка с окружающим миром, с его предметами и событиями.

4. Учим ребенка каким-либо действиям

Некоторые потешки для самых маленьких направлены на то, чтобы в игровой форме научить малыша какому-либо полезному действию. Есть потешки, которые мама может произносить, занимаясь с грудничком гимнастикой, например:

Ты, мышонок, потянись,
Маме, кроха, улыбнись!
А теперь давай, дружок,
Повернемся на бочок!

Есть потешки, помогающие малышу умываться, одеваться, и т.д.

Тексты потешек для самых маленьких

Наверное, самые популярные потешки для малышей – «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки » и «Идет коза рогатая »:



«Ладушки»

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!

«Идет коза рогатая»

Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!

Но есть и не очень популярные потешки, не менее забавные и полезные для развития малыша. Далее мы приведем тексты потешек для самых маленьких, объединенных по смыслу.

Потешки о животных



«В этом домике»

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

«Улитка-улитка»

Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

«Черепаха»

Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь
Кусь-кусь-кусь
Никого я не боюсь.

«Лебёдушка»

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Потешки о частях тела (рассказывая, нужно показывать ребенку его пальчики, ножки, ручки – по смыслу потешки)



«Ножки, ножки, где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

«А где наши ручки?»

А где наши ручки?
А вот наши ручки.
А где наши ножки?
А вот наши ножки.
Ну а это что? Живот.
Ну а вот у крохи рот.
А вот это глазки
А вот это ушки
А вот это щечки -
мягкие подушки.
Покажи-ка язычок
Пощекочем твой бочок.
Ай люли люли люли
Кроху маме принесли.
Кроха маааааленький
Кроха маааменькин.
(Вместо «Кроха» подставляем имя малыша).

«Пальчик - мальчик, где ты был?»

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!

«Раз, два три четыре пять!»

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

***
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Потешки про умывание


***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

***
Водичка, водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***
Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
грязь смывайся,
Грязь смывайся!

***
Ой-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

Потешки про первые шаги


***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.

***
Топ, топ, топотушки...
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Оля по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивлена,
Что не падает она!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Потешки про еду


***
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушке
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.

***
Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И сыночку на зубок.

***
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для деточки калачи,
Для деточки горячи.

***
Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка,
Покормим сынка!

***
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.

***
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Потешки для самых маленьких хороши не только для развлечения. Они знакомят малышей с окружающим миром, тренируют память, учат звукам и словам. Потешки отлично запоминаются, а если мама не вспомнила подходящий стишок – она легко может придумать его сама! Желаем Вам и Вашим малышам прекрасного настроения!

Рекомендуем почитать

Наверх