Презентация по возрастные особенности детей. Презентация на тему "психологические особенности детей дошкольного возраста". Коммуникативная сфера в дошкольном возрасте

Поделки 07.04.2024
Поделки

Главное и очевидное отличие ребенка от взрослого это то, что он непрерывно меняется, его тело с каждым днем все больше становится похоже на тело взрослого, его сознание постепенно становится все более ясным, а возможности порой превышают наши собственные


Ребенок растет и развивается, и этим принципиально отличается от взрослого Рост и развитие обычно употребляются как понятия тождественные, неразрывно связанные между собой Но биологическая природа этих процессов различна, различны их механизмы и последствия


Рост – это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и/или количества его клеток Развитие – это качественные преобразования, которые происходят за счет увеличения разнообразия клеток, из которых сложен организм человека, в результате чего происходят важные изменения его функций


Схема процессов роста и развития Рост Развитие Увеличение размеров тела и его частей Формирование органов и тканей Изменение пропорций и строения тела Повышение эффективности функций Увеличение массы и силы мышц Повышение надежности работы организма Взрослый дееспособный организм Завершение роста Замедление процессов развития








На протяжении своего 20-летнего развития человек переживает несколько революций Психологи вслед за Л.С. Выготским называют их «кризисами», что сути дела не меняет Некоторые из них затрагивают в равной мере и тело и психику, некоторые более выражены в чем-то одном


Первая революция – рождение ребенка. Это мощнейший стресс, приводящий к гормональному катаклизму, весь организм испытывает колоссальные нагрузки: Раньше жил в водной среде – теперь в воздушной, надо самому дышать Раньше плавал в невесомости – теперь ощущает чувство тяжести Раньше было темно – теперь яркий свет бьет в глаза Раньше было все время тепло – теперь периодически холодно Раньше есть не хотелось – теперь надо трудиться, сосать грудь, чтобы удовлетворить новое, незнакомое чувство голода


Вторая революция – в возрасте около 1 года Ребенок преодолевает силу тяготения и делает свои первые самостоятельные шаги К этому времени обычно завершается переход с полумолочной диеты на почти взрослый рацион (хотя полностью на «взрослую» пищу человек должен переходить только к 7-8 годам)






Самая известная - пубертатная революция, период полового созревания В организме все сначала ломается, потом меняется, и только через 2-3 года налаживается Пубертатная революция - это: гормональная буря, нарушение регуляции функций, снижение работоспособности и надежности физиологических систем, резкие изменения телосложения и пропорций тела, «ломка» голоса (у мальчиков) и т.п., психологические проблемы


Впервые о скачке роста стало известно из исследований графа Ф. де Монбейяра, который в году наблюдал за развитием своего сына, производя измерения каждые полгода




Процессы роста не требуют больших затрат энергии Даже в период самого интенсивного роста (точные измерения были проведены в е годы) на это расходуется не более 4-5% суточного потребления энергии








Периодизация возрастного развития Возрастной этап Биосоциальные цели этапаМорфофункциональные преобразования НазваниеВозраст Новорож- денный 1-10 дней Первичная адаптация к физическим, химическим и биологическим факторам окружающей среды «Гормональная буря», завершающаяся формированием устойчивого равновесия между организмом и новой (внеутробной) средой его обитания Грудной До 1 года Подготовка к реализации прямохождения и самостоятельному передвижению; восприятие мира Структурно-функциональное развитие мышц и простейших движений; формирование иммунитета, микрофлоры организма; бурное развитие анализаторов и когнитивных функций Раннее детство 1-3 года Начальное освоение окружающего мира Формирование целенаправленных движений; созревание анализаторных систем Первое детство 4-7 летПервичная социализация Полуростовой скачок роста; преобразование вегетативной регуляции; созревание высших корковых функций; формирование индивидуально- типологических свойств Второе детство 8-12 лет М 8-11 лет Д Формирование индивидуального и группового опыта целенаправленной деятельности Созревание центральных и периферических механизмов, обеспечивающих поддержание устойчивой умственной и физической работоспособности Подрост- ковый лет М лет Д Созревание репродуктивной функции и формирование полового поведения «Пубертатная революция» - кардинальная перестройка структур и нейроэндокринной регуляции под воздействием гормонов Юношес- кий год М лет Д Социальная адаптация биологически зрелого организма. Реализация наследственных задатков Завершение развития структурных и функциональных компонентов организма как биосистемы; проявление конституциональных особенностей индивида




Первое детство (4-7 лет) Биосоциальные цели этапа: Первичная социализация Морфофункциональные преобразования: полуростовой скачок роста; преобразование вегетативной регуляции; созревание высших корковых функций; формирование индивидуально- типологических свойств


Моторное развитие детей (по Н.Т. Лебедевой) 3 года 3 года 6 месяцев Общие движения, подвижные игры: Выполняет упражнения из разных исходных положений; делает упражнения для рук и плечевого пояса, ног, туловища; владеет танцевальными движениями, кружится в паре, притопывает то одной, то другой ногой поочередно, меняет движения Двигательные навыки: владеет разными видами ходьбы, бега; поддерживает правильную осанку; ползает на четвереньках между расставленными предметами, подлезает под них; прокатывает мяч в ворота, бросает в горизонтальную цель; сбивает кегли мячом; катается на трехколесном велосипеде; прыгает в длину (с места 40 см) и в высоту (2030 см); скользит по ледяной дорожке; ходит на лыжах ступающим и скользящим шагом


3 года 6 месяцев 4 года Общие движения, подвижные игры: Владеет разнообразными вариантами ходьбы, бега, прыжков; катает, бросает, ловит мяч; ползает, лазает; удерживает равновесие на доске, бревне; владеет танцевальными движениями в паре Двигательные навыки: Катается на трех- и двухколесном велосипеде; ходит на лыжах скользящим шагом; катается на санках с небольших горок; играет в воде на глубине см; бегает, прыгает; играет с мячом


4 года 6 месяцев 5 лет Общие движения, подвижные игры: Ходит на носках, бегает в разном темпе, а также высоко поднимая колени; подпрыгивает, касаясь рукой подвешенного предмета; проползает не менее 10 м; подползает под предметы боком, не касаясь их; играет с мячом Двигательные навыки: Бегает в разном темпе; прыгает на одной ноге (правой, левой), а также в длину с места на см; подбрасывает, отбивает о землю мяч, ловит мяч то одной, то другой рукой; катается на коньках; проходит на лыжах м


5 лет 6 месяцев 6 лет Общие движения, подвижные игры: Ходит на носках, пятках, прямо, спиной, боком; бегает в разном темпе; прыгает на двух и одной ноге, прыгает в длину (с места см), в высоту (30-40 см); самостоятельно играет с набором игрушек, отражая в игре различные сюжеты («магазин»,«дочки-матери» и др.), изготовляет игрушки-самоделки из катушек, проволоки, пенопласта Двигательные навыки: Выполняет челночный бег (3 раза по 1 м, как можно быстрее); бросает, ловит мяч, ведет его, отбивая о пол, передает партнеру; передвигается на четвереньках «змейкой»; висит на канате, залезает по нему на высоту 1,5-3 м; катается на двухколесном велосипеде, коньках, санках; скользит по ледяной дорожке; ходит на лыжах попеременным скользящим шагом 0,51 км, выполняет повороты, взбирается и спускается с небольших горок; проплывает одним из способом 15 м и более


Рекомендуемая литература: Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Такие разные дети: Шаги физического развития. – Екатеринбург: У-Фактория, – 288 с. Сонькин В.Д. Законы растущего организма; пособие для учителя / В.Д. Сонькин. – М.: Просвещение, – 160 с. Лебедева Н. Т. Профилактическая физкультура для детей: пособие для педагогов и воспитателей / Н. Т. Лебедева. – Мн.: Выш. шк., – 190 с.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Качественно новые черты: Формирование личности ребенка; Формирование деятельности ребенка

3 слайд

Описание слайда:

Ведущий вид деятельности - игра Начинают формироваться игры с правилами Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, Ребенок охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. В игре, продуктивных видах деятельности происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

4 слайд

Описание слайда:

Восприятие и воображение Ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Восприятие отражает окружающую действительность. Усваивает сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. предметов. Преобладает воссоздающее воображение; Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребёнка, его кругозор. Характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

5 слайд

Описание слайда:

Мышление Преобладающая форма мышления – наглядно-образное. Ребенок способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

6 слайд

Описание слайда:

Память и внимание Память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Внимание ребенок не способен длительное время удерживать на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

7 слайд

Описание слайда:

Эмоции Резкие перепады настроения; Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта; Оказывают влияние взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; Эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

8 слайд

Описание слайда:

Речь Высокая речевая активность Значительно увеличивается запас слов Словарь содержит все части речи Появляются элементарные виды суждений об окружающем

9 слайд

Описание слайда:

Поведение и общение Поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, с ориентацией на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.

10 слайд

Описание слайда:

Задачи развития и воспитания: 1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены. 2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности. 3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению. 4. Обогащение опыта самопознания дошкольников. 5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

11 слайд

Описание слайда:

Признаки кризиса 3-х лет: Негативизм Упрямство Строптивость Своеволие Протест-бунт Симптом обесценивания Деспотизм

12 слайд

Описание слайда:

Как поддержать ребенка? Позвольте малышу быть самостоятельным Расширьте права и обязанности ребенка Придерживайтесь одной линии воспитания в семье Проявляйте твердость и постоянство в требованиях к ребенку Используйте игру и приемы отвлечения для сглаживания кризисных вспышек Любите ребенка Следите за своим поведением и словами в присутствии ребенка

13 слайд

Описание слайда:

Основные вехи развития ребенка от трех до семи лет жизни: Складывается новая социальная ситуация развития; Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра; Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности; Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах; Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка; - Формируется готовность к обучению в школе.

14 слайд

Описание слайда:

Движущие силы развития психики дошкольника: потребность в общении; потребность во внешних впечатлениях; потребность в движениях.

15 слайд

Возрастные особенности развития детей 2 -3 лет СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры. ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большоймаленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это? ". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой). ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду. . . ". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках? ". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".

Возрастные особенности развития детей 3 -4 лет СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым. ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строи из 9 кубиков. ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника. ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2 -3 частей путем проб. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: РАЗВИТИЕ Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя словаопределения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").

Возрастные особенности развития детей 4 -5 лет ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. ПАМЯТЬ: Выполняет поручение в виде 2 -3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. ВНИМАНИЕ: Занимается интересной деятельностью в течение 15 -20 минут. РЕЧЬ: Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. МАТЕМАТИКА: Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку. ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2 -3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Возрастные особенности развития детей ОБЩАЯ МОТОРИКА: 5 -6 лет Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках. ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Особенности памяти: В норме ребенок запоминает 5 -6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4 -5 слов. Называет свое имя, фамилию,

Возрастные особенности развития детей 6 -7 лет Готовность к школе МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры. ПАМЯТЬ: Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6 -7 лет считается повторение 5 -6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6 -7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3 -4 прочтений называет 9 -10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов. МЫШЛЕНИЕ: Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ: Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта. Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.




Особенности общения дошкольника со взрослыми. Дети трех-пяти лет по-прежнему нуждаются в любви, доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. Развивается потребность в доверительном отношении к взрослому. Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым ведет к эмоциональной отчужденности между ними.






Развитие познавательных процессов и речи дошкольника Включение в учебный процесс игр и упражнений для развития познавательных процессов и речи не только содействует психическому развитию детей, но и перестраивает саму моторику, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.












В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. У старших дошкольников эмоциональное отношение к герою сказки определяется этической оценкой его действий. Дети начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т. п.


Развитие самосознания и формирование самооценки дошкольника У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый.





3. Эмоционально-волевая готовность к школе. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.


Условия формирования адекватного образа «Я» К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста.


Главное и очевидное отличие ребенка от взрослого это то, что он непрерывно меняется, его тело с каждым днем все больше становится похоже на тело взрослого, его сознание постепенно становится все более ясным, а возможности порой превышают наши собственные


Ребенок растет и развивается, и этим принципиально отличается от взрослого Рост и развитие обычно употребляются как понятия тождественные, неразрывно связанные между собой Но биологическая природа этих процессов различна, различны их механизмы и последствия


Рост – это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и/или количества его клеток Развитие – это качественные преобразования, которые происходят за счет увеличения разнообразия клеток, из которых сложен организм человека, в результате чего происходят важные изменения его функций


Схема процессов роста и развития Рост Развитие Увеличение размеров тела и его частей Формирование органов и тканей Изменение пропорций и строения тела Повышение эффективности функций Увеличение массы и силы мышц Повышение надежности работы организма Взрослый дееспособный организм Завершение роста Замедление процессов развития








На протяжении своего 20-летнего развития человек переживает несколько революций Психологи вслед за Л.С. Выготским называют их «кризисами», что сути дела не меняет Некоторые из них затрагивают в равной мере и тело и психику, некоторые более выражены в чем-то одном


Первая революция – рождение ребенка. Это мощнейший стресс, приводящий к гормональному катаклизму, весь организм испытывает колоссальные нагрузки: Раньше жил в водной среде – теперь в воздушной, надо самому дышать Раньше плавал в невесомости – теперь ощущает чувство тяжести Раньше было темно – теперь яркий свет бьет в глаза Раньше было все время тепло – теперь периодически холодно Раньше есть не хотелось – теперь надо трудиться, сосать грудь, чтобы удовлетворить новое, незнакомое чувство голода


Вторая революция – в возрасте около 1 года Ребенок преодолевает силу тяготения и делает свои первые самостоятельные шаги К этому времени обычно завершается переход с полумолочной диеты на почти взрослый рацион (хотя полностью на «взрослую» пищу человек должен переходить только к 7-8 годам)






Самая известная - пубертатная революция, период полового созревания В организме все сначала ломается, потом меняется, и только через 2-3 года налаживается Пубертатная революция - это: гормональная буря, нарушение регуляции функций, снижение работоспособности и надежности физиологических систем, резкие изменения телосложения и пропорций тела, «ломка» голоса (у мальчиков) и т.п., психологические проблемы


Впервые о скачке роста стало известно из исследований графа Ф. де Монбейяра, который в году наблюдал за развитием своего сына, производя измерения каждые полгода




Процессы роста не требуют больших затрат энергии Даже в период самого интенсивного роста (точные измерения были проведены в е годы) на это расходуется не более 4-5% суточного потребления энергии








Периодизация возрастного развития Возрастной этап Биосоциальные цели этапаМорфофункциональные преобразования НазваниеВозраст Новорож- денный 1-10 дней Первичная адаптация к физическим, химическим и биологическим факторам окружающей среды «Гормональная буря», завершающаяся формированием устойчивого равновесия между организмом и новой (внеутробной) средой его обитания Грудной До 1 года Подготовка к реализации прямохождения и самостоятельному передвижению; восприятие мира Структурно-функциональное развитие мышц и простейших движений; формирование иммунитета, микрофлоры организма; бурное развитие анализаторов и когнитивных функций Раннее детство 1-3 года Начальное освоение окружающего мира Формирование целенаправленных движений; созревание анализаторных систем Первое детство 4-7 летПервичная социализация Полуростовой скачок роста; преобразование вегетативной регуляции; созревание высших корковых функций; формирование индивидуально- типологических свойств Второе детство 8-12 лет М 8-11 лет Д Формирование индивидуального и группового опыта целенаправленной деятельности Созревание центральных и периферических механизмов, обеспечивающих поддержание устойчивой умственной и физической работоспособности Подрост- ковый лет М лет Д Созревание репродуктивной функции и формирование полового поведения «Пубертатная революция» - кардинальная перестройка структур и нейроэндокринной регуляции под воздействием гормонов Юношес- кий год М лет Д Социальная адаптация биологически зрелого организма. Реализация наследственных задатков Завершение развития структурных и функциональных компонентов организма как биосистемы; проявление конституциональных особенностей индивида




Первое детство (4-7 лет) Биосоциальные цели этапа: Первичная социализация Морфофункциональные преобразования: полуростовой скачок роста; преобразование вегетативной регуляции; созревание высших корковых функций; формирование индивидуально- типологических свойств


Моторное развитие детей (по Н.Т. Лебедевой) 3 года 3 года 6 месяцев Общие движения, подвижные игры: Выполняет упражнения из разных исходных положений; делает упражнения для рук и плечевого пояса, ног, туловища; владеет танцевальными движениями, кружится в паре, притопывает то одной, то другой ногой поочередно, меняет движения Двигательные навыки: владеет разными видами ходьбы, бега; поддерживает правильную осанку; ползает на четвереньках между расставленными предметами, подлезает под них; прокатывает мяч в ворота, бросает в горизонтальную цель; сбивает кегли мячом; катается на трехколесном велосипеде; прыгает в длину (с места 40 см) и в высоту (2030 см); скользит по ледяной дорожке; ходит на лыжах ступающим и скользящим шагом


3 года 6 месяцев 4 года Общие движения, подвижные игры: Владеет разнообразными вариантами ходьбы, бега, прыжков; катает, бросает, ловит мяч; ползает, лазает; удерживает равновесие на доске, бревне; владеет танцевальными движениями в паре Двигательные навыки: Катается на трех- и двухколесном велосипеде; ходит на лыжах скользящим шагом; катается на санках с небольших горок; играет в воде на глубине см; бегает, прыгает; играет с мячом


4 года 6 месяцев 5 лет Общие движения, подвижные игры: Ходит на носках, бегает в разном темпе, а также высоко поднимая колени; подпрыгивает, касаясь рукой подвешенного предмета; проползает не менее 10 м; подползает под предметы боком, не касаясь их; играет с мячом Двигательные навыки: Бегает в разном темпе; прыгает на одной ноге (правой, левой), а также в длину с места на см; подбрасывает, отбивает о землю мяч, ловит мяч то одной, то другой рукой; катается на коньках; проходит на лыжах м


5 лет 6 месяцев 6 лет Общие движения, подвижные игры: Ходит на носках, пятках, прямо, спиной, боком; бегает в разном темпе; прыгает на двух и одной ноге, прыгает в длину (с места см), в высоту (30-40 см); самостоятельно играет с набором игрушек, отражая в игре различные сюжеты («магазин»,«дочки-матери» и др.), изготовляет игрушки-самоделки из катушек, проволоки, пенопласта Двигательные навыки: Выполняет челночный бег (3 раза по 1 м, как можно быстрее); бросает, ловит мяч, ведет его, отбивая о пол, передает партнеру; передвигается на четвереньках «змейкой»; висит на канате, залезает по нему на высоту 1,5-3 м; катается на двухколесном велосипеде, коньках, санках; скользит по ледяной дорожке; ходит на лыжах попеременным скользящим шагом 0,51 км, выполняет повороты, взбирается и спускается с небольших горок; проплывает одним из способом 15 м и более


Рекомендуемая литература: Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Такие разные дети: Шаги физического развития. – Екатеринбург: У-Фактория, – 288 с. Сонькин В.Д. Законы растущего организма; пособие для учителя / В.Д. Сонькин. – М.: Просвещение, – 160 с. Лебедева Н. Т. Профилактическая физкультура для детей: пособие для педагогов и воспитателей / Н. Т. Лебедева. – Мн.: Выш. шк., – 190 с.



Рекомендуем почитать

Наверх