Компетенция: оказание психологической помощи в кризисных жизненных ситуациях. ==Психологическая помощь в кризисных ситуациях.doc - Психологическая помощь в кризисных ситуациях Психологическая помощь в кризисных и экстремальных ситуациях

Для женщин 07.09.2023
Для женщин

Кризисные состояния - это особые выходящие за рамки повседневной жизни состояния, бывающие в жизни каждого человека, возникающие как реакция на какие-либо внешние или внутренние причины и обстоятельства, психические травмы.

Среди внешних причин можно назвать ситуации утраты (или угрозы утраты) близких людей родственников, работы и т.д.; ситуации невозможности достижения, обретения чего-либо; ситуации насилия и др. К внутренним причинам можно отнести возрастные и физиологические факторы, болезни, травмы.

Кризисное состояние насыщенно самыми разнообразными эмоциями и переживаниями: подавленность, страх, чувство вины, обида, злоба, беспомощность, безнадежность, одиночество и т.д. Человек находящийся в кризисе часто испытывает желание уйти из жизни, которое в свою очередь нередко сосуществует с не менее сильным желанием жить.

Многие чувства, которые испытывает человек необычны для него и в обществе считаются неприемлемыми. В результате человек чувствует себя "ненормальным" и изолированным от общества.

Негативный подход подразумевает кризисное состояние как психическое заболевание. Воспринимая кризис как нечто болезненное, человек "бежит" от своих переживаний, отвлекается, уходит в работу, принимает соответствующие лекарственные препараты. Иногда это помогает. Однако в случае сильных психических травм развиваются так называемые посттравматические стрессовые расстройства, проявляющиеся через 0,5-1 и более лет.

Позитивное определение кризиса подразумевает, что кризис - это не болезнь, а "временный период психологического разнообразия, которое низвергается внезапно и значительно изменяет жизнь человека". Естественное, что при этом меняются внутренние и внешние ориентиры человека, его эмоциональное состояние, а также то, что в период этой дезориентации человек очень часто не может дать отчет о своих действиях (Дж. Каплан).

Позитивный подход способствует продуктивному преодолению кризисного состояния; он заключается в переживании человеком своего состояния (Ф.Е.Василюк), в осознании, принятии и дальнейшей интеграции опыта, полученного в кризисной ситуации.

В рамках позитивной модели главная задача психотерапевта, педагога-психолога или другого специалиста, оказывающего психологическую помощь, состоит в том, чтобы помочь человеку, оказавшемуся в кризисной ситуации, осознать свои болезненные переживания. Находясь рядом с этим человеком, буквально "проживая" вместе с ним его ситуацию (А.Г.Лидерс), говоря о его чувствах как естественных в этой ситуации, психолог избавляет своего собеседника от чувства изолированности, помогает принять свой кризисный опыт и включить его в общий жизненный контекст.

Возможность осуществления этих задач имеет два основных аспекта. Первый аспект - это наличие у специалиста соответствующих профессиональных навыков ("техник"), которые позволят ему выполнить свою задачу. Второй аспект - вероятно, самый важный - внутренняя готовность специалиста обсуждать отвергаемые обществом темы смерти, самоубийства, убийства, сексуального насилия и т.д.

Если первый аспект в основном зависит от профессионального обучения, прохождения семинаров, курсов и т.д., то второй аспект не может быть реализован без внутренней работы специалиста как личности - осознания и принятия своих собственных чувств и переживаний, связанных с "маргинальными" проблемами существования человека. Это достигается прохождением тренингов личностного роста или каких-либо других экзистенциально ориентированных тренинговых групп, а также работой с супервизором.

В целом соединение этих двух аспектов делает специалиста способным понять и принять значимость переживаний обратившегося к нему человека, что в свою очередь помогает человеку, находящемуся в кризисном состоянии, встретиться с самим собой, с травмирующими обстоятельствами или воспоминаниями и превратить их в источник новых ресурсов и жизненных ценностей.

Список литературы

Дмитрий Геннадьевич Трунов. Врач-психотерапевт, кандидат философских наук, член Арт-терапевтической ассоциации. Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Лекция 15. Помощь в особых случаях, кризисных и экстремальных ситуациях. Кризисная интервенция

Понятие и социально-психологическое содержание кризисной и экстремальной ситуации.

ПТСР как следствие экстремальной ситуации.

Кризисная интервенция.

Вопрос 1. Слово «кризис» в переводе с греческого означает «поворотный момент»; любой момент, влияющий на ход события. Строго говоря, психологическим кризисом может быть или внезапное улучшение, или внезапное ухудшение психологического состояния или развития человека. Любое внезапное прерывание нормального, привычного хода событий в жизни личности, которое требует переоценки ситуации, себя самого или других людей, изменения привычной деятельности, поведения, мышления - тоже является кризисом. Критическим прерывание нормального хода событий становится при одном обстоятельстве: когда человек теряет контроль над изменяющейся ситуацией. Основная психологическая трудность человека, находящегося в кризисе, состоит в том, что он не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, он испытывает ощущение безысходности (и тяжелые переживания в связи с этим). С другой стороны, человек, находящийся в кризисе, максимально открыт новому опыту, что позволяет оказывать профессиональную психологическую помощь, направленную на изменение личности.

Кризисное вмешательство (интервенция) является особым видом психологической помощи, оказываемой в различных ситуациях, подпадающих под определение кризиса. К таким ситуациям можно отнести ситуации внезапной, непредвиденной утраты (здоровья, личностной идентичности, отдельных психологических функций, работы, близких людей и т.д.). Кризисными могут оказаться события, связанные с реальной или воображаемой угрозой смерти, серьезных повреждений или физической целостности как себя, так и других людей. Хотя для последних в большей мере подходит термин «экстремальные ситуации», обстоятельства жизни в которых не просто выходят за рамки привычного, а и отличаются чрезвычайной сложностью, опасностью, предельным напряжением. Экстремальные ситуации можно считать разновидностью кризисных. Отдаленным последствием таких ситуаций выступают посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР).

Вопрос 2 . Категория посттравматического стрессового расстройства как специфического нарушения психики человека была выделена в конце 20 века. Основой для объединения различных симптомов в единую группу послужили наблюдения, проводимые во время военных действий и сразу после них. Вначале они были отнесены к области компетенции кардиологов и невропатологов, потому что причиной наблюдаемой симптоматики считали физическое перенапряжение (физиологический дистресс). В соответствии с нозологической моделью, ведущими симптомами были признаны общая слабость, тахикардия, боли в области груди, тогда как тревожность и психическое истощение выступали сопутствующими признаками. В рамках этой модели было сформирована нозологическая категория «физионевроз»: стрессовая дезадаптивная реакция, вызванная серьезной военной или гражданской катастрофой. Именно такое понимание сути психотравматических реакций было заложено в первые классификации психических расстройств ДСМ-1 (1952) и ДСМ-2 (1968). Однако довольно скоро такой подход был признан ошибочным. В конце 70-х годов 20 века были опубликованы исследования группы ученых под руководством М. Горовица под общим названием «Синдромы стрессовой реакции» (Stress Response Syndromes, 1978). Точка зрения этой группы изменила взгляд большинства психиатров и клинических психологов на физионевроз. После этого исследования в ДСМ-3 было выделена категория посттравматического стрессового расстройства, отнесенная уже к группе невротических тревожных расстройств. Причиной развития этого состояния могло быть переживание сильной психической травмы любого вида. Важным указанием стало то, что для развития ПТСР сила стрессового фактора должна выходить за пределы обычного человеческого опыта. М. Горовиц и коллеги выделили диагностическую триаду ПТСР: 1) навязчивое повторяющееся переживание события, 2) стремление избежать всего, что может напоминать о нем, 3) общее психологическое возбуждение, отсутствовавшее до наступления этого события.

Дальнейшее развитие взглядов на ПТСР значительно продвинуло исследователей за пределы его первоначального понимания, заложенного М. Горовицем. Современная трактовка этого расстройства отличается от классического по ряду существенных параметров.

В МКБ-10 посттравматическое стрессовое расстройство имеет код F43.1. Этот код означает, что ПТСР входит в группу связанных со стрессом невротических расстройств, имеющих в своей основе психологические, преимущественно психосоциальные, а не органические причины. Сам термин «невроз» в настоящее время считается устаревшим, его употребление оправдано только в рамках патогенетического подхода к психологическим нарушениям, тогда как в последнее время все большую популярность приобретает описательный (феноменологический) подход к объяснению функционирования психики. Понятие невроза сохраняется в современной психологии и психиатрии не в качестве основополагающего принципа, а только в целях облегчения идентификации тех расстройств, которые некоторые специалисты могут по старому считать невротическими.

ПТСР относится к дезадаптивным реакциям, возникающим на основании действия одного из двух факторов: либо исключительно сильного стрессового жизненного события, либо значительного изменения в жизни, приводящего к продолжительно сохраняющимся неприятным обстоятельствам. ПТСР, таким образом, понимается как нарушение адаптационной реакции на личностно значимые жизненные события, которые воспринимаются личностью как чрезвычайно тяжелые, что приводит к нарушению социального функционирования.

Среди других расстройств адаптации ПТСР обладает рядом специфических характеристик. Оно возникает как отставленная или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию, которая воспринимается личностью как угрожающая или катастрофическая. Это могут быть и катастрофы, и войны, и серьезные несчастные случаи, и наблюдение за насильственной смертью других людей, и роль жертвы или свидетеля пыток, унижений, изнасилования, терроризма и любого другого преступления. Личностные факторы полагаются только лишь предрасполагающими к понижению порога чувствительности к этим событиям, что только ускоряет развитие ПТСР или утяжеляет его течение. Но наличие этих сопутствующих личностных факторов совсем не обязательно для развития ПТСР или его объяснения.

Диагностические критерии по ДСМ-4 (1993):

А. Лица, пережившие субъективно тяжелое жизненное событие, характеризующееся наличием следующих признаков:

Лица сами пережили или были свидетелями, или сталкивались каким-либо другим образом с событием (событиями), связанным с реальной или воображаемой угрозой смерти, серьезных повреждений или физической целостности как себя, так и других людей.

Наличие у них в связи с этим событием личностной реакции в виде чувства страха, беспомощности или ужаса (у детей возможно беспокойное или дезорганизованное поведение).

Б. Это событие постоянно переживается хотя бы одним из нижеперечисленных образом:

Навязчивые повторяющиеся воспоминания о событии, включая образы, мысли или ощущения, связанные с ним (у детей возможны игры, отражающие темы или аспекты пережитого).

Навязчивые повторные сновидения или ночные кошмары на тему события (у детей возможны страшные сны без распознавания содержания).

Человек совершает поступки или имеет переживания, как если бы травматическое событие имело место в настоящем (включая иллюзии, галлюцинации, появление в сознании внезапных образов события «как в кино» (диссоциативные флеш-бэки), в том числе при пробуждении ото сна или на фоне измененного психоактивными веществами сознания).

Неадекватные аффективные, поведенческие или физиологические реакции в ответ на внешние или внутренние намеки, символизирующие или напоминающие какие-то аспекты тяжелого жизненного события.

В. Постоянное стремление избегать стимулов, ассоциирующихся с тяжелым жизненным событием, а также жесткие поведенческие стереотипы, характеризующиеся хотя бы тремя из нижеперечисленных признаков:

Стремление избегать мыслей, чувств, разговоров, ассоциирующихся у этого человека с тяжелым жизненным событием.

Стремление избегать действий, мест или людей, возбуждающих воспоминания о тяжелом жизненном событии.

Неспособность вспомнить важный аспект травмы.

Заметное снижение интереса к личностно значимым в прошлом действиям или снижение участия в них.

Чувство отчуждения от других людей.

Снижение способности к положительным аффективным переживаниям (например, к любви).

Чувство ограничения социальных перспектив (например, карьеры, возможности иметь семью, детей или вообще нормальную жизнь).

Г. Признаки нарастающего психического возбуждения, которых не было до травмы, не менее двух из перечисленных:

Трудности засыпания или сохранения сна.

Раздражительность и вспышки гнева.

Трудности концентрации внимания.

Сверхбдительность.

Преувеличенные реакции испуга.

Д. Длительность нарушений - более одного месяца.

Е. Имеются нарушения социального функционирования в личностно значимых сферах (работа, семья или другие).

В качестве факультативных признаков могут выступать повышенная тревожность, депрессия, суицидальные мысли, злоупотребление психоактивными веществами.

Говорить о ПТСР можно тогда, когда расстройство возникает вслед за травмой после скрытого периода от нескольких недель до нескольких месяцев (но редко более 6 месяцев).

ПТСР имеет волнообразное течение. В течение месяцев и даже лет симптомы расстройства могут то затухать, то возвращаться, и при ретравматизации они обычно разгораются с новой силой. В большинстве случаев происходит спонтанное разрешение расстройства. Эпидемиологические исследования показывают, что распространенность ПТСР среди населения, подвергшегося воздействию стрессора в течение жизни, составляет 30%, тогда как через несколько лет в той же группе только у 10% людей остаются признаки ПТСР.

Только у отдельных людей ПТСР приобретает хроническое течение, что приводит к развитию другого состояния, которое получило название «Стойкое изменение личности после переживания катастрофы» (F62.0), куда также включаются изменения личности после перенесенного психического заболевания, утраты близких и т.п.

Таким образом, ПТСР следует отграничивать от отдаленных хронических последствий опустошающего стресса, которые возникают спустя десятилетия после стрессового воздействия. Диагностическими критериями разграничения ПТСР и Стойкого изменения личности после переживания катастрофы выступает следующее:

враждебное или недоверчивое отношение к миру;

социальная отгороженность;

ощущение опустошенности и безнадежности;

хроническое чувство волнения, постоянной угрозы или существования «на грани»;

отчуждение;

длительность симптомов не менее двух лет.

Возникает логичный вопрос: если ПТСР имеет тенденцию к спонтанному саморазрешению, то так ли необходимо учить работе с ним специалистов?

Это необходимо именно в тех случаях, когда имеющиеся признаки вызывают серьезные нарушения текущего социального функционирования, ухудшение межличностных отношений. Спонтанное саморазрешение ПТСР делает человека менее устойчивым перед новыми стрессами и снижает способность приспосабливаться к новым ситуациям. Длительные наблюдения также показывают, что в старости у лиц, перенесших ПТСР, оно развивается снова. Терапия ПТСР также позволяет превратить его в стартовую площадку для личностного роста.

Что необходимо уметь психологу для работы с ПТСР?

Базовый элемент переживания травмы - разорванность жизненного опыта: до травмы, после травмы. Задача - ликвидировать разрыв, восстановить целостность опыта. Необходим новый контекст видения своей жизни. У человека нет сил по формированию этого контекста. Самое важное - создать условия, в которых клиент может восстановить связь с самим собой, со своим вытесненным опытом. Для этого психологу необходимо уметь адекватно отразить этот опыт. Умение слушать и задавать вопросы. Коммуникативные навыки в первую очередь.

Три стадии работы с ПТСР:

Создание безопасной атмосферы и доверительных отношений.

Работа с воспоминаниями и переживаниями.

Включение в обыденную жизнь.

Умение психолога строить коммуникативное пространство помогает клиенту выговариваться о важных отношениях, идеях, фантазиях, трудностях и конфликтах, предшествовавших травме, выговариваться о самом травматическом событии. Это выговаривание и создает контекст, в котором клиенту самому становится понятным значение травматического опыта. Важно в процессе беседы переводить внимание клиента на эмоциональные реакции (свои и значимых людей), на образы и ощущения своего тела. Психолог играет роль свидетеля и союзника, помогает клиенту признать свои реакции нормальными, облегчает процесс повествования, помогает обозначить реакции и разделить эмоциональный груз. Почему необходимо актуализировать высказывания? Чтобы интегрировать опыт. А для этого и необходимо актуализировать травму. С помощью психолога рассказ о травме из истории стыда и унижения превращается в новую историю, лишенную этих чувств, возникает ощущение силы справляться с этим опытом, восстанавливается чувство достоинства.

Сами по себе техники ничего не определяют без коммуникативного пространства. Поэтому могут быть использованы любые техники, которыми владеет психолог, и которые позволяют работать с подавляемым, неосознаваемым материалом, с телом. Важно иметь базовые навыки консультирования: перефразирование, идентификация и отражение чувств клиента, рефлексия собственных переживаний, невербальная коммуникация, умение построить и поддержать контакт, исследовать запрос клиента, уметь различить проблему и ситуацию. Используются индивидуальные и групповые формы, системная семейная психотерапия.

Помощь детям в совладании со стрессом.

Основными симптомами ПТСР у детей выступают регрессивное поведение, повышенная физиологическая возбудимость, социальная изоляция, навязчивое воспроизведение травматического случая.

Регрессивное поведение: возникновение разнообразных страхов: страх разлуки с родными и сопровождающее его «цепляющееся» поведение, страх перед незнакомыми людьми, страх стимула, связанного с травматическим переживанием (место, человек, ТВ-передача и т.п.), страх смерти.

Повышенная физиологическая возбудимость: раздражительность, повышенная тревожность,

Чем эффективнее вы справляетесь со своим стрессом, своими переживаниями, тем эффективнее вы можете помочь детям. Удовлетворите сначала ваши потребности в совладании со стрессом.

Говорите с детьми о случившемся, об их переживаниях и страхах.

Побуждайте детей спрашивать и отвечайте на их вопросы, ориентируясь на их потребности, интересы и возможности понять событие. Учите их переживать - понимать, как событие затронуло их, их жизнь, жизнь тех людей, которых они любят.

Убеждайте детей в том, что они в безопасности.

Объясните им то, что произошло (или попросите того, кто может это сделать).

Если вы потеряли кого-то из близких, расскажите детям об этом человеке.

Вопрос 3. Когда возникает кризис? Кризис может быть результатом длительно развивающегося процесса. Кризис может возникнуть под влиянием внезапного действия одного или нескольких факторов. Кризис может возникнуть в ответ на катастрофу. Кризис может возникнуть на незначительное событие по типу «последней капли».

Кризис ограничен во времени: он длится от двух до шести недель.

Три стадии кризисного процесса.

1. Стадия нормальной адаптации. Характеризуется ростом напряжения, стимулирующем привычные способы решения проблем. Вначале (при столкновении с проблемной ситуацией) для совладания с проблемой человек использует прошлый опыт. На этой стадии используются привычные механизмы защиты и способы решения проблем, задействуются знакомые ресурсы, сохраняется гибкость в решении проблемы, напряжение и релаксация сбалансированы. На первой стадии люди редко прибегают к помощи психолога.

Если привычные способы решения проблем не срабатывают, наступает вторая стадия.

  • 2. Стадия мобилизации. Характеризуется дальнейшим ростом напряжения: растет ощущение неуверенности и страха, происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи, пробуждается готовность для новых путей преодоления ситуации, уменьшается гибкость в подходе к решению проблем. Напряжение начинает нарастать над релаксацией. На этой стадии появляется готовность к получению профессиональной психологической помощи. Если он ее не получает, то наступает третья стадия.
  • 3. Критическая стадия. Характеризуется повышением тревоги, которая сопровождается чувствами беспомощности и безнадежности, эмоциональной и когнитивной дезорганизацией личности (ощущение хаоса). Разрушаются привычные механизмы совладания с проблемами, происходит крах системы поддержки (семья и близкие более не воспринимаются как источник помощи). Возможно обращение к таким способам разрешения ситуации как суицид, убийство или другие противоправные действия. Профессиональная психологическая помощь на этой стадии является необходимой. Психолог может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к внутренним ресурсам. Даже если проблема в принципе не решаема, он может помочь человеку увидеть возможности осуществляемых выборов.

Кризис может завершиться на любой стадии, если а) исчезает опасность, б) обнаруживается решение.

Цель кризисной интервенции - уменьшить остроту и продолжительность кризиса и создать условия для а) продолжения жизнедеятельности, б) обследования и лечения.

Кризисная интервенция - это работа с сильными чувствами и проблемами. Помощь при кризисной интервенции центрирована на проблеме, а не на человеке (этим этот вид помощи отличается от психотерапии и консультирования). При кризисном консультировании нет нужды анализировать прошлое и причины случившегося. Внимание сосредотачивается на актуальной ситуации. Иногда нерешенные прошлые проблемы вплетаются в кризисную ситуацию и обостряют остроту переживания настоящего. Бывает, что клиент это осознает. Бывает, что нет. Если осознает, то необходимо определить эти прошлые проблемы, обозначить их место в нынешней ситуации, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме. Для эффективной кризисной интервенции важно четко определить актуальную проблему. Её не обязательно решать. Важно показать возможность посильной работы над проблемой.

Кризисная интервенция включает следующие аспекты:

выражение сильных эмоций;

уменьшение смятения (благодаря перефразированию, отражению чувств, прояснению, присоединению чувств к содержанию - все это позволяет уменьшить хаос и облегчить восстановление контроля);

открытие внутренней возможности исследования проблемы;

формирование понимания текущих проблем;

создание фундамента для последующего принятия пережитого опыта.

Три стадии работы над кризисом.

  • 1. Сбор информации. На этой стадии необходимо идентифицировать и выразить чувства, связать их с содержанием. Это позволяет снизить эмоциональный накал, дает определение кризиса через отдельные события и проблемы. «Гора распадается на отдельные кусочки, которые можно разгрести по очереди». Здесь важно максимально полно исследовать проблему вместе с клиентом. Проблемы: 1) человек в кризисе жаждет получить немедленное облегчение; 2) у консультанта возникает желание побыстрее перескочить от исследования проблемы к её решению, чтобы снизить интенсивность переживаний клиента. При преждевременных попытках решения (до максимального исследования проблемы) может быть упущена важная информация, клиент может начать повторять свои ошибки. Нужно определить конкретное обстоятельство, вызвавшее кризис, и постарайтесь отделить прошлые проблемы от актуальной ситуации.
  • 2. Формулирование/переформулирование проблемы. В результате исследования ситуации человек может более четко сформулировать критическую проблему, потому что до этого он не видел самых важных аспектов критической ситуации, не видел отдельных аспектов большой проблемы (которую не знал с какой стороны начать решать), смешивал прошлые проблемы и актуальную ситуацию. Здесь важно прояснить, что клиент уже предпринимал для решения проблемы (повторение неэффективных способов решения может быть частью картины кризиса). Отделив проблему от неэффективных способов ее решения, можно переформулировать проблему и по-новому подойти к ее решению. Спросите клиента, что помогало ему справляться с проблемой раньше. Это может помочь клиенту обнаружить, что он владеет многими полезными навыками.

Если определение/переформулирование проблемы тормозится, то необходимо:

дать частное определение проблемы, отказавшись от обобщенных определений;

или перейти от частного к обобщенному определению;

проверить, не пропущено ли какое-либо действующее лицо при определении проблемы;

посмотреть, нет ли скрытых, подспудных проблем.

3. Альтернативы и решения. Откажитесь от попыток решения проблемы: неудачные решения только усугубляют кризис. Переключайтесь на совладание с проблемой. Это особенно необходимо, если клиент пытается контролировать события, которые он в принципе не может контролировать или когда решение только усугубляет проблему. Если клиент тяготеет к постановке недостижимых целей, то отказывайтесь от постановки целей. Выясните, есть ли что-нибудь такое, что можно было предпринять просто для улучшения ситуации, а не для ее исправления. Спросите, что раньше помогало в трудноразрешимых ситуациях. Не принимайте преждевременные решения.

В качестве примера можно привести вариант кризисного консультирования при сообщении человеку диагноза о наличии неизлечимого инфекционного заболевания - ВИЧ-инфекции.

При положительном результате тестирования крови на ВИЧ основной целью послетестового консультирования является сообщение положительного результата, подготовка пациента к продолжению обследования и к возможной жизни с ВИЧСПИДом, предупреждение нежелательных эмоциональных реакций, первичная психологическая помощь.

Первое сообщение должно происходить в уединенном месте в атмосфере полной конфиденциальности. Основным условием проведения данной консультации является предоставление обследованному достаточного времени для восприятия сообщения.

Если послетестовое консультирование проводит тот же консультант, который беседовал с обследуемым в до-тестовом консультировании, то прежде, чем сообщать положительный результат обследования, он должен спросить клиента (пациента), не возникло ли у того вопросов во время ожидания ответа.

После обсуждения возникших вопросов, следует актуализировать ситуацию моделирования положительного результата, которая была использована в до-тестовой консультации: "Иван Иванович, в прошлый раз мы с Вами проигрывали разные варианты исхода лабораторного обследования Вашей крови на ВИЧ. Каждый результат, как Вы помните, имеет свое значение и требует определенных действий с Вашей стороны. Ведь тестирование - это просто констатация определенного факта, не более. Важен не сам результат, а Ваше отношение к нему. Вы помните, о чем мы говорили, когда обсуждали возможность положительного результата?"

Задача консультанта состоит в том, чтобы клиент сам произнес результат тестирования. Как только эти слова произнесены, консультант должен перехватить инициативу и продолжить разговор. Необходимо подтвердить слова клиента прямо, кратко, в нейтральном тоне (без сожаления или сочувствия): "Это действительно так. Но это еще далеко не смертный приговор, как Вы сами прекрасно осознаете".

При сообщении консультант должен оставаться совершенно спокойным, не демонстрировать излишней заботы и сочувствия. Категорически следует избегать оценочных высказываний типа "Ну, как же так?!" или "Вот видишь, до чего довел этот образ жизни" и т.п. Подождите, пока человек эмоционально отреагирует на неприятную информацию, не пытайтесь его успокаивать - это ни к чему хорошему не приведет. Более того, всякая информация в состоянии аффекта будет неверно воспринята.

После того, как человек высвободит свои эмоции, скажите ему, что возникшие чувства и реакции вполне естественны и бывают у всех людей в подобной ситуации. Поддержите собственное достоинство клиента, его уверенность в своих силах.

Если у клиента возникло выраженное чувство бессилия, опасности, недоумения и неопределенности в будущем, потеря контроля над ситуацией (и соответствующее эмоциональное расстройство), эмоциональный паралич вследствие невозможности найти приемлемое решение в данной ситуации (все кажется бесполезным, результаты возможных действий никчемными и даже опасными), то следует начать кризисное консультирование.

Кризисное консультирование:

Начните с подтверждения того состояния, в котором находится клиент: повторите своими словами все его утверждения и согласитесь с ними. Нельзя снижать остроту проблемы в своей речи. Нельзя говорить: "Вы преувеличиваете", даже если клиент и в самом деле преувеличивает. Следует внимательно слушать и комментировать, отражать силу переживаемых чувств, поощрять усилия клиента по овладению возникшей проблемой.

Основное правило кризисного консультирования - концентрироваться на чувствах клиента и полностью принимать все его определения ситуации.

Не следует паниковать, предлагать далекие от объективной действительности заверения, давать советы или оскорбляться. В каждом кризисе имеются четыре элемента, которые ответственны за иррациональное поведение человека: удар, ужас, бегство от проблемы, принятие проблемы. Эти элементы также являются последовательными этапами овладения ситуацией.

Удар - это сильная эмоция, возникающая из страха или осознания, что жизнь перевернулась, что-то будет теперь совсем по иному; обвинение себя в произошедшем и т.п.

Ужас - состояние, возникающее вследствие того, что в человеке начинается борьба эмоций, он понимает все осложнения наличной ситуации. И ужас переходит затем в бегство.

Бегство (уход от проблемы и ее решения) - это естественная, но преходящая реакция. Консультанту не следует ее пугаться. Можно использовать следующие три техники вывода клиента из кризиса. Это структурированный опрос, принятие или эмоциональная поддержка.

В структурированном опросе необходимо четко определить вместе с клиентом основную проблему, возникшую во время сообщения положительного результата, а затем выстроить иерархию соподчиненных проблем. Разрешение (прояснение) проблем происходит строго поочередно.

При выборе техники принятия необходимо амортизировать эмоции клиента следующим образом: "Вы можете злиться на себя, на меня, на других людей. Я полностью принимаю Ваши чувства и согласен с ними".

При выборе стратегии поддержки консультанту следует постараться задержать клиента для последующего конструктивного разговора: "Возможно, Вы очень встревожены или напуганы и Вам необходимо побольше времени на разговор. Я полностью в Вашем распоряжении. Вы можете на меня рассчитывать".

В каждой стратегии необходимо:

  • - фокусироваться на текущих чувствах клиента и проговаривать их вместе с ним: "Да, Вам действительно очень тяжело. Да, это ужасно";
  • - отмечать, где клиент выказывает способность к принятию решения, а где он высвобождает свои чувства беспомощности, безнадежности и теряет контроль;
  • - выяснять для себя, что клиент считает кризисом и на что согласен, чтобы разрешить его;
  • - начинать решение с одной самой легкой проблемы.

Необходимо всегда помнить о том, что неадекватные действия и мысли, связанные с положительным результатом тестирования крови на носительство АТ к ВИЧ, вызываются не столько самим фактом вирусоносительства (это только внешняя видимость причинно-следственных связей в поведении вирусоносителя), сколько состоянием страха по поводу потери личного контроля над обстоятельствами своей жизни (в психологии используется термин "снижение локуса контроля"). У человека возникает ощущение невозможности что-либо делать по своему усмотрению, невозможности управлять процессом вирусоносительства (хотя бы приостановить, задержать разрушение иммунной системы). Возникает страх мучений, а не страх неминуемой смерти. Зачастую страх вызывается неизвестностью, неопределенностью будущего, нечеткими представлениями и абсолютно негативными перспективами жизни с ВИЧ.

Мысли о самоубийстве могут возникать, если человек считает, что ему что-то мешает (или может помешать в случае болезни) жить, что нельзя жить в сложившейся ситуации, если нарушились межличностные отношения и их не удается установить заново.

Поэтому задача консультанта при сообщении положительного результата - показать возможность сохранения личного локуса контроля при носительстве ВИЧ, уточнение неясных вопросов. Важно указать на жизненные ориентиры и убедить не поступать опрометчиво. Ведь смерть не уладит все проблемы.

Как только клиент увидит принципиальную разрешаемость его ситуации (хотя бы в одном только аспекте), то это увеличивает шансы на восстановление контроля и самооценки, что будет означать переход в фазу принятия.

После этого беседа должна быть структурирована на следующие четыре части.

I. Повторение рациональных аргументов, использовавшихся в до-тестовом консультировании при обсуждении возможности получения положительного результата: ВИЧ-инфекция и СПИД - это не одно и то же, анализ крови говорит только о вирусоносительстве, которое может длиться годами, важность личного отношения к факту вирусоносительства ("все в Ваших руках") и т.д.

II. Обсуждение необходимости и возможности получения медицинской помощи в местном территориальном центре по профилактике и борьбе со СПИДом (для анонимных клиентов необходимо подчеркнуть, что данная помощь возможна только после раскрытия своей анонимности и постановки на учет в данном центре).

III. Профилактика "экзистенциального невроза" - клиента необходимо подвести к мысли о необходимости уточнения смысла жизни с ВИЧ-инфекцией. В этой части беседы очень хорошо работает концепция "трех смыслов жизни" гуманистического направления американской школы психологии (В. Франкл). Можно использовать техники кризисного консультирования, применяемые в суицидологической практике.

IV. Обсуждение дальнейших действий клиента:

объясните безопасность бытовых контактов,

выясните, от кого клиент может получить помощь и поддержку,

обсудите вопрос о том, кому, когда и как клиент намерен (или может) рассказать о случившемся,

разработайте совместный план действий по укреплению поддержки близкими людьми и снижению отрицательных следствий статуса ВИЧ-положительного лица,

обсудите юридические вопросы (заражение других лиц, защищенность прав и свобод ВИЧ-инфицированных и т.п.).

В заключение дайте адреса и телефоны вспомогательных служб и организаций (если таковые имеются в вашем городе).

Не следует пытаться решить сразу все вопросы оказания психологической помощи и поддержки человеку с ВИЧ-инфекцией. Послетестовое консультирование в случае положительного результата только подготавливает клиента к дальнейшей работе с психологом или психотерапевтом. Следует дать понять, что на этом общение ВИЧ-инфицированного с консультантом не завершается. Если консультирование проводил врач без специальной психологической подготовки, то он должен направить его к психологу базового центра по профилактике и борьбе со СПИДом.

Контрольные вопросы к лекции.

Что такое психологический кризис?

В каких случаях необходимо проводить кризисную интервенцию?

Что такое посттравматическое стрессовое расстройство?

По каким признакам можно заподозрить наличие у клиента посттравматического стрессового расстройства?

Что является базовым элементом переживания психологической травмы?

Какие стадии работы с ПТСР вы знаете?

Какие стадии развития кризиса вам знакомы?

Какова цель кризисной интервенции?

На что направлена работа психолога в кризисной интервенции?

Список литературы.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., изд-во Московского ун-та, 1984. Глава 1, раздел 1.

Гладышева Н. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным ситуациям (адаптация опросника неприятных событий Lewinson Р. М.) // Проблемность в профессиональной деятельности: теории и методы психологического анализа. / отв. ред. Дикая Л.Г. - М., ИП РАН, 1999. С 252-281.

Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. 1989. Том 10, № 5.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. Глава 5, раздел 15.

Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал. 1992. Том 13, № 1.

в кризисных ситуациях.

У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы (Крюкова и др., 2001):

Галлюцинации в апатия в ступор

Двигательное возбуждение

Агрессия

Истерика

Нервная дрожь

Помощь психолога в данной ситуации заключается, в первую очередь, в создании условий для нервной «разрядки».

Бред и галлюцинации . Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.

К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

В данной ситуации:

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.

3. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.

Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого-то спасти, и попавший в беду близкий погиб.

Наваливается ощущение усталости такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом.

В душе – пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т. д.).

В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.

Основными признаками апатии являются:

Безразличное отношение к окружающему;

Вялость, заторможенность;

Медленная, с длинными паузами, речь.

В данной ситуации:

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть?».

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

5. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чаю или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Ступор . Ступор одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратит на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

Основными признаками ступора являются:

Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

Отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);

«застывание» в определенной позе, оцепенение (numbing), состояние полной неподвижности;

Возможно напряжение отдельных групп мышц.

В данной ситуации:

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Двигательное возбуждение . Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

Основными признаками двигательного возбуждения являются:

Резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;

Ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи);

Часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

В данной ситуации:

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

3. Массируйте «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)

4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям (например: «Не бега», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

5. Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.

6. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях).

Агрессия . Агрессивное поведение – один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

Основными признаками агрессии являются:

Раздражение, недовольство, гаев (по любому, даже незначительному поводу);

Нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

Словесное оскорбление, брань;

Мышечное напряжение;

Повышение кровяного давления.

В данной ситуации:

1. Сведите к минимуму количество окружающих.

2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

3. Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

6. Агрессия может быть погашена страхом наказания:

Если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения:

Если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

7. Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Страх . Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Он боится чудовищ, которые живут под кроватью. Однажды попав в автомобильную катастрофу, мужчина не может снова сесть за руль. Человек, переживший землетрясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру. А тот, кто подвергся насилию, с трудом заставляет себя входить в свой подъезд. Причиной всего этого является страх.

К основным признакам страха относятся:

Напряжение мышц (особенно лицевых);

Сильное сердцебиение;

Учащенное поверхностное дыхание;

Сниженный контроль над собственным поведением.

Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

В этой ситуации:

1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!».

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.

4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Нервная дрожь . После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.

Дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то время;

Возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);

Реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);

Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

В данной ситуации:

1. Нужно усилить дрожь.

2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд.

3. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.

4. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

5. Нельзя:

Обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;

Укрывать пострадавшего чем-то теплым;

Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Плач . Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Основные признаки данного состояния:

Человек уже плачет или готов разрыдаться;

Подрагивают губы;

Наблюдается ощущение подавленности;

В отличие от истерики, нет признаков возбуждения.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

В данной ситуации:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.

3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, то есть подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача – выслушать.

Истерика . Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

Основные признаки:

Сохраняется сознание;

Чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;

Речь эмоционально насыщенная, быстрая;

Крики, рыдания.

В данной ситуации:

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.

2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.

5. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Экстремальные ситуации (насилие), связанные с угрозой для жизни.

К подобным ситуациям относятся: захват террористами, ограбление, разбойное нападение.

За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой смерти (в обыденной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное). Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части – до события и после него. Возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний. Необходимо помнить, что даже если человек не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму.

Помощь взрослому:

1. Помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отказывается от беседы, предложите ему описать происшедшее, свои ощущения в дневнике или в виде рассказа).

2. Покажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).

3. Дайте пострадавшему возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события).

4. Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», то есть использовать трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты»).

Помощь ребенку.

Ребенок, пережив насилие по отношению к себе или членам семьи, став свидетелем нанесения увечий другим людям, испытывает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Прямое насилие над ребенком может оказаться психологически слишком трудным, непереносимым для него, что выразится в молчании и оцепенении.

У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он будет снова и снова представлять самые страшные моменты происшедшего (например, изуродованных, раненых людей или напавшего на него человека).

Связывая действия преступника с яростью, ненавистью, ребенок теряет веру в то, что взрослые могут справиться с собой. Он начинает бояться собственных неконтролируемых эмоций, особенно если у него есть фантазии о мести.

Ребенок, переживший психотравмирующее событие, не видит жизненной перспективы (не знает, что будет с ним через день, месяц, год; теряет интерес к ранее привлекательным для него занятиям).

Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки личностного развития.

В данной ситуации:

1. Дайте ребенку понять: вы всерьез относитесь к его переживаниям и вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»).

2. Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх).

3. Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии – это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.

4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

5. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).

6. Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально.

7. Повышайте самооценку ребенка (чаше хвалите его за хорошие поступки).

8. Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов).

9. Нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости.

Сексуальное насилие . Пострадавший испытывает комплекс сильнейших переживаний: чувство вины, стыда, безысходности, невозможности контролировать и оценивать события, страх из-за того, что «все узнают», брезгливость к собственному телу.

В зависимости от того, кто явился насильником (незнакомый или знакомый), психологически ситуация воспринимается по-разному.

Если насильником был незнакомый человек, то жертва в большей степени склонна видеть причину происшедшего во внешних обстоятельствах (позднее время суток, безлюдный участок дороги и т. д.).

Если виновник – знакомый, то причину человек ищет внутри себя (характер и прочее). Стрессовая реакция после изнасилования знакомым человеком является менее острой, но длится дольше.

Желательно, чтобы помощь оказывал человек того же пола, что и потерпевший.

1. Не бросайтесь сразу обнимать пострадавшего. Возьмите его за руку или положите свою руку ему на плечо. Если увидите, что это человеку неприятно, избегайте телесного контакта.

2. Не решайте за пострадавшего, что ему сейчас необходимо (он должен ощущать, что не потерял контроля над реальностью).

3. Не расспрашивайте пострадавшего о подробностях происшедшего. Ни в коем случае не обвиняйте его в случившемся.

4. Дайте пострадавшему понять, что он может рассчитывать на вашу поддержку.

5. Если пострадавший начинает рассказывать о происшедшем, побуждайте говорить не столько о конкретных деталях, сколько об эмоциях, связанных с событием. Добивайтесь, чтобы он говорил: «Это не моя вина, виноват насильник»; «Было сделано все возможное в таких обстоятельствах».

6. Если пострадавший решил обратиться в милицию, идите туда вместе. При оформлении заявления, выяснении примет преступников он снова в подробностях переживет ужасную ситуацию. Ему будет необходима ваша поддержка.

1.2.2 Психогении в экстремальных ситуациях

В условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня исходной социальной адаптации; индивидуальных характерологических особенностей; дополнительных отягощающих факторов на момент катастрофы (одиночество, попечение о детях, наличие больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т. д.).

Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы для жизни человека, но и опосредованной, связанной с ее ожиданием. Психические реакции при наводнении, урагане и других экстремальных ситуациях не носят какого-то специфического характера, присущего лишь конкретной экстремальной ситуации. Это скорее универсальные реакции на опасность, а их частота и глубина определяются внезапностью и интенсивностью экстремальной ситуации (Александровский, 1989; Александровский и др., 1991).

Травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в опасных для жизни условиях, на психическую деятельность человека подразделяется на непатологические психоэмоциональные (в известной мере физиологические) реакции и патологические состояния – психогении (реактивные состояния). Для первых характерна психологическая понятность реакции, ее прямая зависимость от ситуации и, как правило, небольшая продолжительность. При непатологических реакциях обычно сохраняются работоспособность (хотя она и снижена), возможность общения с окружающими и критического анализа своего поведения. Типичными для человека, оказавшегося в катастрофической ситуации, являются чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства за судьбу родных и близких, стремление выяснить истинные размеры катастрофы (стихийного бедствия). Такие реакции также обозначаются как состояние стресса, психической напряженности, аффективные реакции и т. п.

В отличие от непатологических реакций патологические психогенные расстройства являются болезненными состояниями, выводящими человека из строя, лишающими его возможности продуктивного общения с другими людьми и способности к целенаправленным действиям. В ряде случаев при этом имеют место расстройства сознания, возникают психопатологические проявления, сопровождающиеся широким кругом психотических расстройств.

Психопатологические расстройства в экстремальных ситуациях имеют много общего с клиникой нарушений, развивающихся в обычных условиях. Однако есть и существенные различия. Во-первых, вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях происходит одномоментное возникновение психических расстройств у большого числа людей. Во-вторых, клиническая картина в этих случаях не столь индивидуальна, как при «обычных» психотравмирующих обстоятельствах, и сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений. В-третьих, несмотря на развитие психогенных расстройств и продолжающуюся опасную ситуацию, пострадавший вынужден продолжать активную борьбу с последствиями стихийного бедствия (катастрофы) ради выживания и сохранения жизни близких и всех окружающих.

Наиболее часто наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций психогенные расстройства объединяют в 4 группы непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния и реактивные психозы (см. таблицу 1.1).

Таблица 1.1.

Психогенные расстройства, наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций (Александровский, 2001)

Поведение человека во внезапно развившейся экстремальной ситуации во многом определяется эмоцией страха, которая до определенных пределов может считаться физиологически нормальной, поскольку она способствует экстренной мобилизации физического и психического состояния, необходимой для самосохранения. При утрате критического отношения к собственному страху, появлении затруднений в целесообразной деятельности, снижении и исчезновении возможности контролировать действия и принимать логически обоснованные решения формируются различные психотические расстройства (реактивные психозы, аффективно-шоковые реакции), а также состояния паники.

Среди реактивных психозов в ситуации массовых катастроф чаще всего наблюдаются аффективно-шоковые реакции и истерические психозы. Аффективно-шоковые реакции возникают при внезапном потрясении с угрозой для жизни, они всегда непродолжительны, длятся от 15–20 минут до нескольких часов или суток и представлены двумя формами шоковых состояний – гипер– и гипокинетической. Гипокинетический вариант характеризуется явлениями эмоционально-двигательной заторможенности, общим «оцепенением», иногда вплоть до полной обездвиженности и мутизма (аффектогенный ступор). Люди застывают в одной позе, их мимика выражает либо безучастность, либо страх. Отмечаются вазомоторно-вегетативные нарушения и глубокое помрачение сознания. Гипер кинетический вариант характеризуется острым психомоторным возбуждением (двигательная буря, фугиформная реакция). Люди куда-то бегут, их движения и высказывания хаотичны, отрывочны; мимика отражает устрашающие переживания. Иногда преобладает острая речевая спутанность в виде бессвязного речевого потока. Люди дезориентированы, их сознание глубоко помрачено.

При истерических расстройствах в переживаниях человека начинают преобладать яркие образные представления, люди становятся крайне внушаемыми и самовнушаемыми. На этом фоне нередко развиваются нарушения сознания. Для истерического сумеречного помрачения сознания характерно не полное его выключение, а сужение с дезориентировкой, обманами восприятия. В поведении людей всегда находит отражение конкретная психотравмирующая ситуация. В клинической картине заметна демонстративность поведения с плачем, нелепым хохотом, истероформными припадками. К числу истерических психозов относят также истерический галлюциноз, псевдодеменцию, пуарилизм.

Наиболее типичными проявлениями не психотических (невротических) расстройств на различных этапах развития ситуации являются острые реакции на стресс, адаптационные (приспособительные) невротические реакции, неврозы (тревоги, истерический, фобический, депрессивный, ипохондрический, неврастения).

Острые реакции на стресс характеризуются быстро проходящими не психотическими расстройствами любого характера, которые возникают как реакция на экстремальную физическую нагрузку или психогенную ситуацию во время стихийного бедствия и обычно исчезают спустя несколько часов или дней. Эти реакции протекают с преобладанием эмоциональных нарушений (состояния паники, страха, тревоги и депрессии) или психомоторных нарушений (состояния двигательного возбуждения, заторможенности).

Адаптационные (приспособительные) реакции выражаются в легких или преходящих непсихотических расстройствах, длящихся дольше, чем острые реакции на стресс. Они наблюдаются у лиц любого возраста без какого-либо явного предшествовавшего им психического расстройства. Такие расстройства часто в какой-то степени ограничены в клинических проявлениях (парциальны) или выявляются в специфических ситуациях; они, как правило, обратимы. Обычно они тесно связаны по времени и содержанию с психотравмирующими ситуациями, вызванными тяжелыми утратами.

К числу наиболее часто наблюдаемых в экстремальных условиях адаптационных реакций относят:

Кратковременную депрессивную реакцию (реакция утраты);

Затяжную депрессивную реакцию;

Реакцию с преобладающим расстройством других эмоций (реакцию беспокойства, страха, тревоги и т. д.).

К основным наблюдаемым формам неврозов относят:

– невроз тревога (страха), для которого характерно сочетание психических и соматических проявлений тревоги, не соответствующих реальной опасности и проявляющихся либо в виде приступов, либо в виде стабильного состояния. Тревога бывает обычно диффузной и может нарастать до состояния паники. Могут присутствовать другие невротические проявления, такие, как навязчивые или истерические симптомы, но они не доминируют в клинической картине;

– истерический невроз, характеризующийся невротическими расстройствами, при которых преобладают нарушения вегетативных, сенсорных и моторных функций («конверсионная форма»), селективная амнезия, возникающая по типу «условной приятности и желательности», внушения и самовнушения на фоне аффективно суженного сознания. Могут иметь место выраженные изменения поведения, принимающие иногда форму истерической фуги. Это поведение может имитировать психоз или, скорее, соответствовать представлению больного о психозе;

– фобии невротические, для которых типично невротическое состояние с патологически выраженной боязнью определенных предметов или специфических ситуаций;

– депрессивный невроз – он определяется невротическими расстройствами, характеризующимися неадекватной по силе и клиническому содержанию депрессией, которая является следствием психотравмирующих обстоятельств. Он не включает в число своих проявлений витальные компоненты, суточные и сезонные колебания и определяется сосредоточением больного на психотравмирующей ситуации, предшествовавшей болезни. Обычно в переживаниях больных отсутствует проекция тоски на будущее. Нередко имеет место тревога, а также смешанное состояние тревоги и депрессии;

– неврастению, выражающуюся вегетативными, сенсомоторными и аффективными дисфункциями и протекающую по типу раздражительной слабости с бессонницей, повышенной утомляемостью, отвлекаемостью, пониженным настроением, постоянным недовольством собой и окружающими. Неврастения может являться следствием продолжительного эмоционального стресса, переутомления, возникать на фоне травматических поражений и соматических заболеваний;

– ипохондрический невроз – проявляется главным образом чрезмерной озабоченностью собственным здоровьем, функционированием какого-либо органа или, реже, состоянием своих умственных способностей. Обычно болезненные переживания сочетаются с тревогой и депрессией.

Изучение наблюдавшихся при экстремальных ситуациях психических расстройств, а также анализ комплекса спасательных, социальных и медицинских мероприятий дают возможность схематически выделить три периода развития ситуации, в которых наблюдаются различные психогенные нарушения.

Первый (острый) период характеризуется внезапно возникшей угрозой собственной жизни и гибели близких. Он продолжается от начала воздействия экстремального фактора до организации спасательных работ (минуты, часы). Мощное экстремальное воздействие затрагивает в этот период в основном витальные инстинкты (например, самосохранения) и приводит к развитию неспецифических, внеличностных психогенных реакций, основу которых составляет страх различной интенсивности. В это время преимущественно наблюдаются психогенные реакции психотического и непсихотического уровней. В ряде случаев возможно развитие паники.

Непосредственно после острого воздействия, когда появляются признаки опасности, у людей возникают растерянность, непонимание того, что происходит. За этим коротким периодом при простой реакции страха наблюдается умеренное повышение активности: движения становятся четкими, экономными, увеличивается мышечная сила, что способствует перемещению в безопасное место. Нарушения речи ограничиваются ускорением ее темпа, запинками, голос становится громким, звонким. Отмечается мобилизация воли, анимация идеаторных процессов. Мнестические нарушения в этот период представлены снижением фиксации окружающего, нечеткими воспоминаниями происходящего вокруг, однако в полном объеме запоминаются собственные действия и переживания. Характерным является изменение ощущения времени, течение которого замедляется, так что длительность острого периода в восприятии увеличена в несколько раз. При сложных реакциях страха в первую очередь отмечаются более выраженные двигательные расстройства в гипердинамическом или гиподинамическом вариантах, описанных выше. Речевая продукция отрывочна, ограничивается восклицаниями, в ряде случаев имеет место афония. Воспоминания о событии и своем поведении у пострадавших в этот период недифференцированны, суммарны.

Наряду с психическими расстройствами нередко отмечаются тошнота, головокружение, учащенное мочеиспускание, ознобоподобный тремор, обмороки, у беременных женщин – выкидыши. Восприятие пространства изменяется, искажаются расстояние между предметами, их размеры и форма. Порой окружающее представляется «нереальным», причем это ощущение сохраняется в течение нескольких часов после воздействия. Длительными могут быть и кинестетические иллюзии (ощущение качающейся земли, полета, плавания и т. д.).

Кризисные состояния - это особые выходящие за рамки повседневной жизни состояния, бывающие в жизни каждого человека, возникающие как реакция на какие-либо внешние или внутренние причины и обстоятельства, психические травмы.

Среди внешних причин можно назвать ситуации утраты (или угрозы утраты) близких людей родственников, работы и т.д.; ситуации невозможности достижения, обретения чего-либо; ситуации насилия и др. К внутренним причинам можно отнести возрастные и физиологические факторы, болезни, травмы.

Кризисное состояние насыщенно самыми разнообразными эмоциями и переживаниями: подавленность, страх, чувство вины, обида, злоба, беспомощность, безнадежность, одиночество и т.д. Человек находящийся в кризисе часто испытывает желание уйти из жизни, которое в свою очередь нередко сосуществует с не менее сильным желанием жить.

Многие чувства, которые испытывает человек необычны для него и в обществе считаются неприемлемыми. В результате человек чувствует себя "ненормальным" и изолированным от общества.

Негативный подход подразумевает кризисное состояние как психическое заболевание. Воспринимая кризис как нечто болезненное, человек "бежит" от своих переживаний, отвлекается, уходит в работу, принимает соответствующие лекарственные препараты. Иногда это помогает. Однако в случае сильных психических травм развиваются так называемые посттравматические стрессовые расстройства, проявляющиеся через 0,5-1 и более лет.

Позитивное определение кризиса подразумевает, что кризис - это не болезнь, а "временный период психологического разнообразия, которое низвергается внезапно и значительно изменяет жизнь человека". Естественное, что при этом меняются внутренние и внешние ориентиры человека, его эмоциональное состояние, а также то, что в период этой дезориентации человек очень часто не может дать отчет о своих действиях (Дж. Каплан).

Позитивный подход способствует продуктивному преодолению кризисного состояния; он заключается в переживании человеком своего состояния (Ф.Е.Василюк), в осознании, принятии и дальнейшей интеграции опыта, полученного в кризисной ситуации.

В рамках позитивной модели главная задача психотерапевта, педагога-психолога или другого специалиста, оказывающего психологическую помощь, состоит в том, чтобы помочь человеку, оказавшемуся в кризисной ситуации, осознать свои болезненные переживания. Находясь рядом с этим человеком, буквально "проживая" вместе с ним его ситуацию (А.Г.Лидерс), говоря о его чувствах как естественных в этой ситуации, психолог избавляет своего собеседника от чувства изолированности, помогает принять свой кризисный опыт и включить его в общий жизненный контекст.

Возможность осуществления этих задач имеет два основных аспекта. Первый аспект - это наличие у специалиста соответствующих профессиональных навыков ("техник"), которые позволят ему выполнить свою задачу. Второй аспект - вероятно, самый важный - внутренняя готовность специалиста обсуждать отвергаемые обществом темы смерти, самоубийства, убийства, сексуального насилия и т.д.

Если первый аспект в основном зависит от профессионального обучения, прохождения семинаров, курсов и т.д., то второй аспект не может быть реализован без внутренней работы специалиста как личности - осознания и принятия своих собственных чувств и переживаний, связанных с "маргинальными" проблемами существования человека. Это достигается прохождением тренингов личностного роста или каких-либо других экзистенциально ориентированных тренинговых групп, а также работой с супервизором.

В целом соединение этих двух аспектов делает специалиста способным понять и принять значимость переживаний обратившегося к нему человека, что в свою очередь помогает человеку, находящемуся в кризисном состоянии, встретиться с самим собой, с травмирующими обстоятельствами или воспоминаниями и превратить их в источник новых ресурсов и жизненных ценностей.

Настрое́ние - достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций.

Может означать также:

    эмоциональное состояние, которое вызывает какой-либо объект или явление (например, картина или мелодия). В таком случае говорят о настроении этого объекта (настроении картины, настроении мелодии).

    систему ожиданий и стремлений, установок, желаний кого-либо (социальной группы, как политического ресурса; человека, как рабочей единицы, и тому подобного). Синонимом этого значения является слово «настрой».

Под настроением понимают эмоциональный процесс, выражающий отношение человека к его жизненной ситуации в целом. Обычно настроение отличается устойчивостью и продолжительностью во времени, а также невысокой интенсивностью. В противном случае это может быть симптомом расстройства настроения.

Специалисты проводят различие между понятием «настроение » и понятиями «чувство », «аффект », «эмоция » и «переживание »:

    В отличие от чувств , настроения не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к жизненной ситуации в целом. В связи с этим настроения, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными.

    В отличие от аффектов , настроения могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе.

    В отличие от эмоций , настроения продолжительны во времени и обладают меньшей интенсивностью.

    Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологическиесоставляющие.

Кризисная жизненная ситуация – это отнюдь не редкость. Люди переживают кризисы, связанные с возрастом, со сроком отношений с любимым человеком, в которых они состоят, а также из различных других аспектов жизни. Психология кризисных ситуаций определяет кризис как особое состояние, при котором уже невозможно функционировать в рамках своей обычной модели поведения, даже она устраивала и устраивает человека. Подобное понятие кризиса используется в психотерапии, где оно означает особое психологического состояние, проявляющееся в страхах, стрессах, чувстве неуверенности и других видах кризисных ситуаций.

Как выйти из кризисной ситуации?

Существует способы самопомощи, к которым вы можете прибегнуть, если считаете, что профессиональная помощь в вашей кризисной ситуации вам пока не нужна:

  • стоит поговорить о случившемся с верным другом, не держать в себе;
  • если тема очень деликатна и вы не хотите это обсуждать, напишите все на бумаге и порвите;
  • расслабьтесь так, как вам это нравится – примите ванну, посмотрите фильм, поплачьте;
  • отдохните душой: представьте такое место, где вам комфортно в реальной (парк, пляж или лес), примите успокоение этого места; если такого места вы не знаете, придумайте его;
  • съешьте немного горького шоколада, горстку орешков, банан или цельнозерновой хлеб (это природные антидепрессанты).

Если же вы чувствуете, что ваше состояние очень серьезное и такие приемы вам не помогают, это значит только одно: вам нужна психологическая помощь в кризисных ситуациях.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях

В любом городе можно найти клинику, которая готова предложить такие услуги и помочь вам вернуться к жизни. Важно, чтобы психолог сразу расположил вас к себе. Вам предложат современные методики лечения:

Важно, чтобы вы могли довериться специалисту. После диагностики кризисной ситуации психолог сможет определиться с тем, в каком направлении вам нужно двигаться для преодоления этого состояния и даст рекомендации, как скорректировать свое поведение в кризисной ситуации.

Рекомендуем почитать

Наверх