Вельд анализ. Вопрос: Вывод произведение Рэя Бредбери Вельд. Вступительное слово учителя

Рецепты 31.03.2024
Рецепты

Автоматизированный дом «Всё для счастья», обладателями которого являются супруги Джордж и Лилия Хедли, благодаря встроенным механизмам выполняет за людей абсолютно всю работу. Кроме всего прочего, в доме есть детская комната (вельд). Созданная по последним технологиям, она способна воссоздавать атмосферу любого представленного места. Дети Венди и Питер очень привязываются к этой комнате и уже не представляются своей жизни без неё, проводят там всё свободное время.

Мы давали детям всё, что они просили. А в награду что получаем - непослушание, секреты от родителей...

Эта комната начинает беспокоить супругов, ведь оттуда временами доносится львиное рычание и крики, кажущиеся знакомыми. Подозревая что-то неладное, родители входят в комнату, когда их детей нет дома. Они видят львов, поедающих какую-то добычу. Супруги Хедли обеспокоены, что их детей увлекают сцены смерти живых существ. Кроме того, сами взрослые в последнее время стали более раздражительными. Причину этого женщина видит в том, что теперь всё за них делает дом.

Вернувшиеся домой дети уверяют, что никакой Африки они не визуализируют. Поднявшись в детскую, Джордж Хедли обнаруживает что африканская панорама исчезла. В комнате мужчина обнаруживает свой бумажник со следами клыков и пятнами крови, непонятно как попавший в детскую. Обеспокоенные родители обращаются к знакомому психиатру Девиду Макклину.

Психиатр говорит, что дело скверное - они слишком разбаловали своих отпрысков. По его словам, родителям следует отключить комнату, а лучше и весь дом, и в течение года приводить детей к нему на приём. Мужчины осматривают комнату и находят там окровавленный шарф Лили. Макклин уходит.

Ребёнок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей.

Дети устраивают истерику и умоляют пустить их ещё раз в комнату, хотя бы на одну минуту. Поддавшись уговорам, родители идут им навстречу. Супруги слышат, как их зовут дети, бегут на их зов в детскую комнату, но не находят там ни Венди, ни Питера. Дверь захлопывается, после чего муж с женой слышат приказ их сына дому: «Не позволяй им выключать детскую комнату и весь дом». Позади Лили и Джорджа появляются направляющиеся к ним львы. Родители понимают, почему крики, раздававшиеся из комнаты, были такими знакомыми - это были их крики.

Пришедший Девид Макклин находит завтракающих детей в вельде, вдали он видит поедающих что-то хищников.

Дом для счастья.Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Вельд"

Цели :

1. Обучать проблемному анализу произведения:

формировать умения видеть средства выражения темы, пути решения

поставленных проблем, умения определять в тексте художественные средства

выразительности, видеть роль детали.

2. Развивать у учащихся творческую активность; умение находить и выделять

главное; умение сопоставлять.

3. Формировать стремление соответствовать этическим и моральным нормам

жизни; умение различать истинные и ложные ценности; развивать духовное

Оборудование:

    рассказ "Вельд”;

    рисунки учащихся.

    Запись песни Е.Крылатова»Прекрасное далеко»

    Сочинения учащихся

    слайд -репродукции на тему «Дом»

    повесть С.Т.Аксакова»Детские годы Багрова-внука»

Вступительное слово учителя

Рэй Брэдбери – известный американский писатель-фантаст. Произведения его очень интересны, и в этом вы уже убедились.

Какие рассказы бредбери вы читали?

Давайте вспомним интересные факты из жизни Бредбери.(показываю карточки.дети вспоминают факты)

уникальная память- обладал уникальной памятью.помнил себя чуть ли не с рождения.

Правнук колдуньи- в семье бытовала легнда о колдунье в собственной родословной,будто бы сожженной на процессе над ведьмами

пиджак дяди Лестера -после окончания школы ему не смогли купить пиджак,пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди,который погиб от рук грабителя,Дыры от пуль на животе пиджака аккуратно заштопали.

Произведения Ф.М.Достоевского -был главным автором.

Вместо колледжа- не поступил в колледж.колледж ему заменили библиотеки

Маргарет _жена,всю жизнь помогала работать над книгами

Дети -4 дочерей

профессия -писатель -в 12 лет понял.что хочет быть писателем,и серьезно занимался только этим единственным делом

профессия-кино- за свою жизнь написал множество киносценариев.сомым успешным считается к фильму»Моби Дик» .Самым большим кинопроектом стал сериал «Театр Рея Бредбери»

автомобильный номер- в рабочем кабинете к стене прибит автомобильный номер F-451,но сам он за руль никогда не садился,т.к. В детстве видел 2 страшные аварии.жуткие впечатления остались с ним навсегда

Бредбери -поэт- В детстве ходил заниматься в поэтический кружок -не понравилось И вот однажды, когда писателю было уже 41, редактор футбольного журнала E позвонил ему, чтобы заказать статью об футболе). Брэдбери отказался Хотя Брэдбери любил футбол, а его брат в молодости был профессиональным футболистом.

Отказав заказчику, Брэдбери повесил трубку и погрузился в воспоминания о давних днях и о брате. Неожиданно для самого себя он сел за пишущую машинку и написал поэму на восемь страниц о временах года, людях и о самой игре. Отсылать стихи в футбольный журнал Брэдбери счёл глупым, но всё равно отослал. И получил чек на 500 долларов утром следующего дня - так быстро его работы ещё никто не принимал. Поэма была напечатана в журнале, а в скорости даже перепечатана на обложке.

Воодушевлённый, Брэдбери стал писать стихи. В следующие 15 лет он писал стихи каждый день. На Родине писателя вышло больше десятка сборников. На русский язык они не переводились.

Бредбери-архитектор(показать слайд»

разработал несколько концепций для фирмы Жерде («Жерде Партнершип»). Из них вырос новый сити-молл «Хортон Плаза», построенный в 1985-м году в Сан-Диего (Калифорния) за 140 миллионов долларов. Концепцию для него Брэдбери сформулировал в эссе «Эстетика затерянности»: писатель восхвалял восторг от чувства, которое можно ощутить бродя по улицам Парижа, Лондона или Нью-Йорка и теряясь в них, без тревоги, но испытывая «божественное» чувство затерянности.

«Хортон Плаза» с его четырьмя ступенчатыми и пересекающимися этажами, балконами, скрытыми нишами, внезапными тупиками, коллонадами предлагает посетителю заблудиться на короткое время, даря ему ощущение затерянности. В отличие от дизайна обычных моллов, который весь направлен на то, чтобы покупатель меньше думал о том, куда идти, а больше смотрел на витрины, этот проект, в котором сам молл, а не магазины, были центром внимания (что ставило всю задумку с ног на голову), был крайне рискованным проектом. Однако же, риск окупился с лихвой: за год торговый центр посетило 25 миллионов человек. И по сей день он остаётся самой крупной торговой точкой города. Жерде заверяет, что «влияние Брэдбери на проект было всеобъемлющим

что до моего могильного камня

«А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне „Привет!“. А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими - сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений»

Предсказания Бредбери,которые сбылись (прототип современных социальных сетей в1935,наушники.плеер,радиобраслет,круглосуточные банкоматы,плоские телевизоры,комнаты виртуальной реальности,спутниковое наблюдение,автомобили с искусственным интеллектом.

Некоторое время назад вы писали сочинение на тему Дом для счастья» и рисовали дом своей мечты. Вы писали о своей мечте. Я внимательно прочитала ваши сочинения,которые оказались во многом схожи. В от примерный дом счастья:большой,в нем есть огромный аквариум,кинотеатр 3.5Д,красивая роскошная мебель.различные гаджеты. И ват только несколько работ я отложила.Почему? Скажу в конце урока. А сейчас обратимся к тексту.

Работа с текстом

Деятельность учителя. Вопросы

Деятельность учащихся. Предполагаемые ответы

1. Семья Хедли живет в доме с многообещающим названием "Все для счастья”.В нем есть все,о чем вы мечтали в своих сочинениях. Над проектами домов подобного вида ломали головы лучшие умы человечества. Заметим:абсолютная материальная обеспеченность,полный комфорт,райское существование

Сколько стоит дом?

2С какой целью Лидия и Джордж Хедли купили дорогой дом?

он стоит 30 000 долларов

мы для того и купили этот дом, чтобы ничего не делать самим”.

3. Какими техническими чудесами оснащен дом?

4 Чем он вызывал восхищение хозяев?

Ванна автоматически мыла членов семьи, стол-автомат послушно подавал различные блюда. В доме были говорящие часы, чистильщики обуви, механические губки, мочалки, зубные щетки,полотенца. укачивающие кровати,сопровождающий свет.

Дом "одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл”.

5 Особую гордость семьи Хедли составляла детская комната. "Сто сорок четыре квадратных метра, высота – десять метров”. Почему Джордж не поскупился приобрести это «чудо совершенства»

6Каково назначение детской комнаты по-мнению родителей,врача,создателей комнаты?

7Каков принцип работы комнаты?

8Чем она привлекла Питера и Венди, десятилетних ребятишек?

9Что наблюдал отец,заходя в детскую?

Дети должны получать все самое лучшее”, – заявил отец.

Источник забавы,развлечение;помочь детям избавиться от неврозов,развивает воображение,помогает изучать психику детей,корректировать ее.

Скрытые одорофоны приносили волну запахов, делая вызванный по заказу фантастический мир осязаемым, реальным. Светящиеся комнаты,цветной объемный фильм. Детская точно улавливала телепатическую эманацию(материализация мысли) -достаточно послать мысленный приказ,и он будет исполнен. (выписать на доске)

Они буквально не выходили из детской: ведь она превращает в реальность любую их фантазию. Дети вызывали любимых героев сказок,которые они читали.

«встречал Алису в стране чудес или Фальшивую Черепаху...(стр.3)

10 Интересно, правда? Но вскоре Лидия Хедли почувствовала свою ненужность. В каких словах мы это слышим?"

11 Как изменился Джордж?

12 Родителям стало неуютно в собственном доме.Мало того им стало страшно!Почему?(показать слайд)

13 Когда в рассказе грань между выдумкой и реальностью начинает исчезать?И какое это производит впечатление на читателей?

14Почему так случилось? Как на этот вопрос отвечает врач?

Я здесь вроде ни к чему. Дом – и жена,и мама,и горничная”.

Стал нервным, курить начал больше обычного, дозу снотворного увеличил. Но самое страшное, что родители постепенно стали не нужны детям.

Питер и Венди в последнее время стали играть в африканский вельд. Лидия и Джордж целыми днями слышали чьи-то крики боли и ужаса. Львы кого-то разрывали на куски, а стервятники расклевывали остатки, обгладывали кости. Дети играли в смерть. Однажды взрослые едва убежали от львов, ринувшихся на них. И это в собственном доме!

Когда они находят в детской комнате кошелек Джорджа и шарф Хедли

Ответ на этот вопрос убедительно дал врач-психиатр, приглашенный для консультации: "Ребенок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей”.

15. Что, по-вашему, должны были предпринять родители, услышав такое заключение врача?

Во-первых, любым способом наладить отношения с детьми, ведь им всего по десять лет! Взрослые люди должны были найти слова любви, которых так давно не слышали их сын и дочь. Создав детям идеальные условия для игры, родители самоустранились от их воспитания, лишили малышей родительского тепла, перестали быть для них примером. Родственные связи оказались разорванными. Семья разрушилась. Детская любовь и привязанность стали принадлежать комнате. Это нонсенс!

16. В доме поселился страх.

Какие художественные детали при описании вельда использует писатель, чтобы мы почувствовали нарастающую опасность?

17 Какие выразительные средства использует автор для изображения нарастающей опасности. Найдите эпитеты,передающие,запах,температуру,цвет?Какой цвет преобладает?Найдите метафору,спомощью которой описывается Африка в детской комнате?

а) Постоянные крики из детской.

б) Дверь вздрагивала, "словно от удара изнутри”. Львы пытались вырваться.

в) Глава семьи нашел в детской окровавленный шарф жены и свой бумажник со следами крови и зубов львов.

г) Картина вельда неприятная. Едкий запах животных, сушащий запах травы,запах крови;Звуки-шуршащая поступь крадущихся хищников,шумное дыхание львов,далекий топот копыт антилоп;Температура-раскаленный воздух.Сравнения- Лучи солнца – словно прикосновение горячей лапы,пыль-облачко красного перца. Весь последний месяц Джордж "слышал львиный рык, чувствовал даже у себя в кабинете резкий запах хищников”.

д) Обилие желтого цвета беспокоило, создавало нервозность. Солнце в небе жаркое, желтое. Трава жухлая, то есть грязно – желтая, увядшая. Желтый цвет львиных шкур. Жуткие желто – зеленые глаза хищников.

Метафора-сейчас перед нами печь,которая дышит убийством

18Родители увидели,что их дети стали несносны:они не слушаются,живут своей жизнью Как они изменились?

19.Родители и дети словно два острова,между которыми нет связи.Как подчеркивает автор внутреннюю пустоту детей,их эгоизм через внешность и интонации в диалогах?

Во-первых, они перестали играть в добрые сказки, заменив их кровавым вельдом.

Во-вторых, научились лицемерить, лгать.

Писатель также обращает внимание на их глаза, "ярко-голубые шарики”, лишенные мысли, не выражающие никаких чувств. В душах у них – вельд. Мальчик и девочка продумали и хладнокровно привели в действие план убийства самых близких людей, матери и отца. Разве это не чудовищно?Интонацией в диалогах:

«резко спросил»,»холодно произнес»,»советую подумать,отец»

20 Почему в комнате,предназначенной для игр и детских фантазий поселились львы и почему дети прячут вельд от родителей?

21 Почему родители хотят запереть от детей их комнату?

22 Что послужило толчком к драматическим событиям?

23 Как отреагировали дети на решение отца?

24 Как вы догадались, ЧТО дети замыслили страшное7

25 Что советовал родителям врач?

26А родители проявили молодушие. Что произошло?

У детей появилась агрессия к родителям и страхи,чтобы сохранить свою силу дети приручают Вельд.

Они утратили контакт с детьми.

Решение Джорджа уехать всей семьей на месяц, предварительно отключив все автоматы в доме, в том числе и детскую комнату.

" Они кричали, прыгали, швыряли вещи. Они вопили, рыдали, бранились, метались по комнатам”.

Решение отца они восприняли как убийство комнаты и очень переживали.

Дети решили притравить своих родителей-кошелек отца.шарф матери.

"немедленно выключить эту проклятую комнату и минимум год ежедневно приводить детей на процедуры”. В данном случае детская, вместо того чтобы избавлять от разрушительных наклонностей, поощряет их!”.

Родители проявили малодушие и "на минуточку” включили комнату. Дети воспользовались предоставленным шансом,задумав заманить их на смерть

27Какое чувство вы испытали,когда дочитали до конца? Потрясение

28 Вернемся к названию дома героев «Все для счастья».Обитатели дома были несчастны.Почему?

У Даши было индивидуальное задание прочитать отрывки из повести С.Т.Аксакова»Детские годы Багрова-внука».Нужно было найти точки пересечения с рассказом «Вельд»

Беззаботная жизнь в доме создала у мальчика и девочки иллюзию счастья, но быть счастливым с ненавистью и грехом в душе нельзя

Все это великолепие незаметно уничтожило в детях самостоятельность, радость познания мира.

Общее -это тема семьи,взаимоотношений родителей и детей,но

В рассказе «Вельд» автор ни разу не назвал их семьей, а в рассказе Асакова это слово читается между строк. В рассказе,написанном в!(веке мама постоянно рядом с сыном,они много разговаривают, мальчик читает много. В рассказе «Вельд» лев,внушающий ужас,а у Аксакова-»признательный лев»-это библейский лев,где святые слова превращали дикого зверя в льва «признательного».И вторй образ -мальчик,одевающий себя сам,-и автоматический шнуровальщик из Вельда».

Дети совершили злодеяние, которое оправдать невозможно. Совершив убийство родителей, Питер и Венди убили и себя, собственную душу. Только пока они этого не поняли. Именно об этом заставил нас задуматься талантливый писатель-фантаст. Брэдбери предостерегает читателей об опасности проявления зла, жестокости и насилия, от равнодушия,от погони за материальными благами,которые дают лишь мнимое счастье, учит критическому осмыслению своих поступков.

Рефлексия.

Выскажитесь о сегодняшнем уроке,используя предложенные начала предложений:

Мне было интересно..

Я научился..

Я понял,как надо.

Мне было трудно..

Я понял,что..

Мои ощущения...

Звучит музыка Е.Крылатова «Прекрасное далеко».Мне кажется,эта песня о «прекрасном далеко»отражает содержание урока.

А сейчас я отвечу.почему несколько работ я отложила..В этих работах я увидела желание сделать такой дом,в который хотелось приходить с друзьями,есть комната,в которой собирается вся семья и занимаются общим делом. Думаю,в таком доме,действительно,все будут счастливы.

Д.З.Захотели ли вы что-нибудь изменить в вашем доме для счастья что-то убрать или добавить.Это ваше домашнее задание.






"Электрическое тело пою" (I Sing the Body Electric; 1969; сборник рассказов) "Канун всех святых" (The Halloween Tree; 1972; повесть в форме сказки) "Из праха восставшие" (From the Dust Returned; 2001; роман)


Произведения фантаста "451 градус по Фаренгейту" ("Farenheit 451"; повесть-антиутопия, 1951) "Вино из одуванчиков" ("Dandelion Wine"; повесть во многом автобиографическая, 1957) "Лекарство от меланхолии" (A Medicine for Melancholy;) "Машины счастья" (The Machineries of Joy; 1964; сборник рассказов) "Р - значит ракета" (R Is for Rocket; 1962; сборник рассказов)


«ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ» Роман составлен из рассказов гг. Многие из них впоследствии перепечатывались в сборниках Р. Брэдбери.




Вопросы к уроку Как назывался Дом, купленный Джорджем? Что могла Детская комната? Почему Джордж и Лидия решили отключить комнату и покинуть дом? Как внешне выглядят Питер и Венди? Как дети отнеслись к решению отца? Кем чувствует себя Венди в финале? Чему Детская научила детей?


Отзывы о рассказе Вельд из Интернета viv И это написано за полвека до компьютерных игр, до понятия виртуальной реальности, до проблем с детьми, не желающими читать и часами играющими в компьютерные игры... (…) И есть одна жуткая мысль в этом рассказе: «Задолго то того, как ты понял, что такое смерть, ты уже желаешь смерти кому- нибудь.


Kkk72 Запоминающийся, очень образный рассказ. Львы в африканской саванне просто стоят перед глазами! Как трудно порой решить конфликт отцов и детей! Как часто любая мелочь может привести к серьезной обиде, а обида к страшной трагедии! Цырилла Только с третьего прочтения до меня дошел основной смысл дети неоднократно убивали родителей в комнате, пока не убили их в реальности.




Дети - с одной стороны, это символ чистоты и невинности, близости к природе и чуткости к правде. Но в детях есть и жесткость, и злоба, дети агрессивны, и опасность, которую они представляют, если их энергию не направить на созидание, вполне реальна. Как, например дети в рассказе "Вельд", которые убили своих родителей, когда те лишили их любимых развлечений.


Есть у Брэдбери рассказ "Все лето в один день" - там девочку, скучающую без солнца, соученики запихивают в темный чулан, чтобы она пропустила два часа солнечного света, раз в семь лет проливающегося на дождливую Венеру. Они завидуют ей, потому что она недавно прилетела с Земли, и ходят слухи, что ее туда снова скоро отправят. Дети становятся злыми, если они несчастны.


Человек должен быть живым - чувствующим, думающим и отвечающим за свои действия. Использованные материалы raybradbury.ru/ ria serpentus.io.ua/album Fi trinixy.ru/72831-sbyvshiesya-predskazaniya- reya-bredberi-1-kartink... shki.net/comment.php?id= рэй брэдбери - Самое интересное в блогах рэй брэдбери - Самое интересное в блогах

Названия произведений и поднимаемые проблемы в них.

«451 градус по Фаренгейту»
Общество потребления, индифферентность, утрата способности к творчеству и
самостоятельной мысли.

«И грянул гром»
Эффект бабочки (теория хаоса), «жадность до добра не доведёт», ничто не остается без последствий.

«Вино из одуванчиков»
Детальное описание природы. Память, счастье, радость и открытия каждого дня жизни.

«Вельд»
Детская жестокость, замена реального мира технологиями, родительская небрежность в воспитании.

«Всё лето в один день»
Детская жестокость. Борьба с инакомыслием, зависть. Чувство стыда и раскаяния.

«Будет ласковый дождь»
Мир после людей, постапокалипсис, отсутствие самосознания у машин.

Рэй Брэдбери «Были они смуглые и золотоглазые»
Значимость человеческих корней, предков.Круговорот жизни в разных формах. Адаптация людей к новой среде

«Здесь могут водиться тигры»
Единение природы и человека, жестокое обращение с природой, эксплуатация природных ресурсов.Мир вокруг создаем мы сами.

«Карлик»
Человеческая жестокость, противопоставление внешней уродливости и внутренней красоты в человеке.Форма и содержание не всегда соответствуют друг другу

«Корпорация Марионетки»
Замена человека машиной, чтобы избежать проблем. Семейные ценности, очеловечивание машины.

«О скитаниях вечных и о земле»
Поиск смысла жизни. Последняя возможность реализовать свой дар.

«Помнишь Сашу?»
Любовь родителей и детей, как донести красоту мира тому, кто его никогда не видел.

«Попрыгунчик в шкатулке»
Родительская гиперопёка, изоляция от внешнего мира. Есть ли смысл жизни в уютной клетке?

«Р -значит ракета»
Детские мечты и реальное воплощение, привязанность к малой родине и близким людям.

«Ревун»
Одиночество, безысходность, грусть.

«Синяя бутылка»
Погоня за счастьем, потеря цели в жизни. Сложно понять, о чем ты мечтаешь на самом деле. Поиск ради поиска.

Рэй Брэдбери «Тот, кто ждёт»
Безысходность, цикличность.

«Улыбка»
Уничтожение культурного наследия, человеческая жестокость и сумасшествие, предрешённость.

«Обратно в будущее» («Кошки-мышки»)
Тоталитаризм, отсутствие свободы выбора человека, ничтожность его перед милитаристским государством.

«Уснувший в Армагеддоне»
Раздвоение личности, беспомощность. Смертельно опасная самоуверенность.

«Фрукты с самого дна вазы»
Паника, кошмар убийства. Любое преступление оказывается наказуемым.

«Шлем»
Человеческие взаимоотношения, внешняя и внутренняя красота.

«Я никогда вас не увижу»
Человеческие взаимоотношения.

«Завтра конец света»
Фатализм, смирение перед неизбежным.

«Каникулы»
Исполнение желаний принесло осознание горечи утраты, невозможность существования человека вне общества.

«Бетономешалка»
Мир обывателей и потребителей, пороки современного общества, массовая культура, общественное мнение, сила стереотипов.

«Третья экспедиция»
Чувства сильнее доводов разума, прошлое -самое уязвимое место в душе, стоит ли один счастливый вечер всей жизни?

«Зелёное утро»
Умение ценить жизнь, делать добро, не ожидая ничего взамен.

«Ночная встреча»
Нахождение общего языка и взаимопонимания, пересечение параллельных
миров.

«Мёртвый сезон»
Жестокость, изощрённая месть, получение желаемого и осознание его ненадобности.

«Безмолвные города»
Потребительство.

«Долгие годы»
Проблема одиночества, отчаяния, создание счастья собственными руками.

«Превращение»
Реакция на непознанное, ксенофобия, ожидание чуда и простой обыватель.

«Наказание без преступления»
Порог внутреннего «запрета» на убийство, правовой парадокс, само по себе намерение совершить грех является грехом, этическое отношение общества к убийству.

«И всё-таки наш...»
Проблема выбора родителями «другого» ребёнка, ответственность и любовь
родителей к детям.

«Чудесный костюм цвета сливочного мороженого»
Сказочное воплощение мечты, иногда нужен только повод, чтобы сделать
решительный шаг, ценность дружбы.

Рэ́ймонд Ду́глас (Рэй) Брэ́дбери (англ. Raymond Douglas (Ray) Bradbury; 22 августа 1920 года, Уокиган, США - 5 июня 2012 года, Лос-Анджелес) - американский писатель.

За свою жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений, в том числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений. Его истории легли в основу нескольких экранизаций, театральных постановок и музыкальных сочинений.

Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки.

Нравственная проблематика рассказа Р. Бредбери «Вельд»

Как аргумент для сочинения формата ЕГЭ

Очень часто учащиеся, которые внимательно изучали классическую русскую литературу с целью прибегнуть к ее шедеврам на экзамене, попадают в затруднительную ситуацию, когда речь в предложенном для анализа тексте заходит о таких ультрановых вопросах, как, например, влияние Интернета на подростка.

– Как жаль, что Пушкин чатился только в рукописных альбомах! Эх, не знал он Интернета…– сокрушался недавно голубоглазый десятиклассник, размышляя над текстом по А.Ивановой. (Текст в Приложении 1, там же задание 24, или прежнее В 8)

Вопрос, конечно же, спорный, но перед учителем все же стоит задача помочь будущим выпускникам и подсказать нужное произведение, которое запомнится только в том случае, если затронет читателя до глубины души. Одним из таких произведений, на наш взгляд, может быть рассказ Р.Бредбери «Вельд» (Текст в Приложении 2)

Существует множество путей знакомства с этим произведением: и домашнее чтение, и громкое чтение в классе – каждый педагог выбирает свой путь. Единственное, чего мы категорически не принимаем, – чтение произведения в кратком содержании и просмотр фильма.

Ход урока выстраиваем следующим образом:

1. Дискуссия. По вопросам.

Можно ли считать этот рассказ абсолютно фантастическим или какие-то детали этой истории могут иметь связь с реальностью? (Реалистична психология избалованных подростков, которые готовы принести в жертву жизнь собственных родителей ради своих интересов)

Как вы расцениваете отношения между детьми и родителями? Если в этих отношениях место искренности? Любви?

Что предопределило такое развитие родительско-детских отношений? (Стремление к комфорту, невнимание взрослых к интересам детей, избалованность)

Какое место в рассказе отведено образу «умного дома»?

На основе каких изобразительных возможностей строится ткань рассказа? (Гиперболизация, ирония, стремительное развитие событий, прием предугадывания событий и т.д.)

2. Составление кластера.

– Фабула

Образная система рассказа

Эмоциональный план читателя (Как меняются чувства и эмоции читателя на протяжении знакомства с рассказом?)

3. Определение основной проблемы, затронутой в рассказе. Автор поднимает прежде всего вопросы нравственности, ценности человеческой жизни, эгоизма, жестокости и т.д.

4. Чтение текста А. Ивановой. Задание:

Отметьте на полях те места в тексте, которые пересекаются в идейном и эмоциональном плане с рассказом «Вельд»

5. Выполнение задания после текста

6. Определение проблемы, затронутой в тексте, составление комментария, формулирование позиции автора. (Письменное задание)

7. Обсуждение написанного учащимися.

8. Формулирование собственной позиции и аргументация с помощью проанализированного рассказа.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Приложение 1

(1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (3)Вот примеры жалоб.
«(4)Детей не оттащишь от компьютера. (5)Сидят сутками. (6)Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы...»
«(7)Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. (8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. (9)Мне кажется, он сходит с ума - разговаривает сам с собой».
«(10)Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон - будто его нет дома. (11)Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка...»
(12)Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами. (13)Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран. (14)Уроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается.
(15)Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом через Интернет. (16)Вообще-то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда не от компьютера, а от телефона или телевизора. (17)Теперешние «компьютерные» дети - потомки своих «телевизионных» родителей.
(18)Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? (19)Скорее всего, они из неё просто выросли... (20)Мне могут возразить, что не все же просиживали бесконечные часы у телеэкрана; кто-то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. (21)Многие рано стали ответственными, потому что у кого-то были младшие братья и сестры, на кого-то подействовал пример ответственных взрослых, а кто-то - неизвестно как и почему. (22)И хотя родители всерьёз опасались за их будущее, они стали вполне самостоятельными людьми, с разными профессиями и судьбами, у многих семьи...
(23)К чему я всё это говорю? (24)К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе. (25)Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. (26)Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. (27)Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования... (28)То ли ещё будет.(29)Нам стоит поучиться у детей. (30)Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства. (31)А сейчас с помощью сына стала неплохо ориентироваться в виртуальном пространстве. (32)Бывает, тоже «не оттащишь»...
(ЗЗ)Времяпрепровождение в он-лайне вполне допустимо для подростков. (34)Скорее всего, это невредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. (35)Хотя в отдельных случаях необходимо провести анализ ситуации.(З6)Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал агрессивен, обеднел его словарный запас или есть другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать визит к специалисту. (37)Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость.
(По А. Ивановой*)

24. «Рассказывая о том, что беспокоит сегодня родителей подростков, автор использует такой приём, как _______ (предложения 4-6, 7-9, 10-11), а также такое синтаксическое средство, как _______ (в предложениях 13, 14). Использование такого лексического средства, как _______ («сходит с ума» в предложении 9, «из рук вон» в предложении 10), подчёркивает обеспокоенность родителей создавшимся положением. С помощью такого приёма, как _______ (предложения 18-19, 23-24), А. Иванова стремится привлечь читателей к размышлению ».

Список терминов:

1) литота

2) термин

3) фразеологизм

4) цитирование

5) риторический вопрос

6) эпитет

7) парцелляция

8) ряды однородных членов

9) вопросно-ответная форма изложения

Приложение 2

РЕЙ БРЕДБЕРИ «ВЕЛЬД»

Джорджи, пожалуйста, посмотри детскую комнату.

А что с ней?

Не знаю.

Так в чем же дело?

Ни в чем, просто мне хочется, чтобы ты ее посмотрел или пригласи психиатра, пусть он посмотрит.

Причем здесь психиатр?

Ты отлично знаешь причем. - стоя по среди кухни, она глядела на плиту, которая, деловито жужжа, сама готовила ужин на четверых. - Понимаешь, детская изменилась, она совсем не такая, как прежде.

Ладно, давай посмотрим.

Они пошли по коридору своего звуконепроницаемого дома, типа: "Все для счастья", который стал им в тридцать тысяч долларов (с полной обстановкой), - дома, который их одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл им. Когда до детской оставалось пять шагов, что-то щелкнуло, и в ней зажегся свет. И в коридоре, пока они шли, один за другим плавно, автоматически загорались и гасли светильники.

Ну, - сказал Джордж Хедли.

Они стояли на крытом камышовой циновкой полу детской комнаты. Сто сорок четыре квадратных метра, высота - десять метров; она стоила пятнадцать тысяч. "Дети должны получать все самое лучшее", - заявил тогда Джордж.

Тишина. Пусто, как на лесной прогалине в знойный полдень. Гладкие двумерные стены. На глазах у Джорджа и Лидии Хедли они, мягко жужжа, стали таять, словно уходя в прозрачную даль, и появился африканский вельд - трехмерный, в красках, как настоящий, вплоть до мельчайшего камешка и травинки. Потолок над ними превратился в далекое небо с жарким желтым солнцем.

Джордж Хедли ощутил, как на лбу у него проступает пот.

Лучше уйдем от солнца, - предложил он, - уж больно естественное. И вообще, я ничего такого не вижу, все как будто в порядке.

Подожди минуточку, сейчас увидишь, - сказала жена.

В этот миг скрытые одорофоны, вступив в действие, направили волну запахов на двоих людей, стоящих среди опаленного солнцем вельда. Густой, сушащий ноздри запах жухлой травы, запах близкого водоема, едкий, резкий запах животных, запах пыли, которая клубилась в раскаленном воздухе, облачком красного перца. А вот и звуки: далекий топот антилопьих копыт по упругому дерну, шуршащая поступь крадущихся хищников.

В небе проплыл силуэт, по обращенному вверх потному лицу Джорджа Хедли скользнула тень.

Смотри-ка, львы, вон там, в дали, вон, вон! Пошли на водопой. Видишь, они там что-то ели.

Какое-нибудь животное. - Джордж Хедли защитил воспаленные глаза ладонью от слепящего солнца, - зебру... Или жирафенка...

Теперь-то уверенным быть нельзя, поздно, - шутливо ответил он. - Я вижу только обглоданные кости да стервятников, которые подбирают ошметки.

Львы медленно приближались. И Джордж Хедли восхитился гением конструктора, создавшего эту комнату. Чудо совершенства - за абсурдно низкую цену. Всем бы домовладельцам такие! Конечно, иногда они отталкивают своей клинической продуманностью, даже пугают, вызывают неприятное чувство, но чаще всего служат источником забавы не только для вашего сына или дочери, но и для вас самих, когда вы захотите развлечься короткой прогулкой в другую страну, сменить обстановку. Как сейчас, например!

Вот они, львы, в пятнадцати футах, такие правдоподобные - да-да, такие, до ужаса, до безумия правдоподобные, что ты чувствуешь, как твою кожу щекочет жесткий синтетический мех, а от запаха разгоряченных шкур у тебя во рту вкус пыльной обивки, их желтизна отсвечивает в твоих глазах желтизной французского гобелена... Желтый цвет львиной шкуры, жухлой травы, шумное львиное дыхание в тихий полуденный час, запах мяса из открытой, влажной от слюны пасти.

Львы остановились, глядя жуткими желто-зелеными глазами на Джорджа и Лидию Хедли.

Берегись! - вскрикнула Лидия.

Львы ринулись на них.

Лидия стремглав бросилась к двери, Джордж непроизвольно побежал следом. И вот они в коридоре, дверь захлопнута, он смеется, она плачет, и каждый озадачен реакцией другого.

Джордж!

Лидия! Моя бедная, дорогая, милая Лидия!

Они чуть не схватили нас!

Стены, Лидия, светящиеся стены, только и всего. Не забывай. Конечно, я не спорю, они выглядят очень правдоподобно - Африка в вашей гостиной! - но это лишь повышенного воздействия цветной объемный фильм и психозапись, проектируемые на стеклянный экран, одорофоны и стереозвук. Вот возьми мой платок.

Мне страшно. - она подошла и всем телом прильнула к нему, тихо плача. - Это чересчур правдоподобно. Скажи Венди и Питеру, чтобы они больше не читали про Африку. И запри детскую комнату на несколько дней, пока я не справлюсь с нервами.

Ты ведь знаешь, как трудно с Питером. Месяц назад я наказал его, запер детскую комнату на несколько часов - что было! Да и Венди тоже... Детская для них - все.

Ее нужно запереть, и никаких поблажек.

Ладно. - Он неохотно запер тяжелую дверь. - Ты переутомилась, тебе нужно отдохнуть.

Не знаю... Не знаю. - Она высморкалась и села в кресло, которое тотчас тихо закачалось. Возможно, у меня слишком мало дела. Возможно, осталось слишком много времени для размышлений. Почему бы нам на несколько дней не запереть весь дом, не уехать куда-нибудь.

Они ужинали одни. Венди и Питер отправились на специальный стереокарнавал на другом конце города и сообщили домой по видеофону, что вернуться поздно, не надо их ждать. Озабоченный Джордж Хедли смотрел, как стол-автомат исторгает из своих механических недр горячие блюда…

"Детская... - подумал Джордж Хедли. - Что ж, детям и впрямь невредно некоторое время пожить без нее. Во всем нужна мера. А они, это совершенно ясно, слишком уж увлекаются Африкой". Это солнце... Он до сих пор чувствовал на шее его лучи А эти львы. И запах крови. удивительно, как точно детская улавливает телепатическую эманацию психики детей и воплощает любое их пожелание. Стоит им подумать о львах - пожалуйста, вот они. Представят себе зебр - вот зебры. И солнце. И жирафы. И смерть.

Вот именно. Он механически жевал пищу, которую ему приготовил стол. Мысли о смерти. Венди и Питер слишком молоды для таких мыслей. А впрочем, разве дело в возрасте. Задолго то того, как ты понял, что такое смерть, ты уже желаешь смерти кому-нибудь. В два года ты стреляешь в людей из пугача...Но это... Жаркий безбрежный африканский вельд...

….

Ты куда?

Он не ответил ей. Поглощенный своими мыслями, он шел, провожаемый волной света, к детской. Он приложил ухо к двери. Оттуда донесся львиный рык.

Он отпер дверь и распахнул ее. В тот же миг его слуха коснулся далекий крик. Снова рычанье львов... Тишина.

Он вошел в Африку. Сколько раз за последний год он, открыв дверь, встречал Алису в Стране Чудес или Фальшивую Черепаху, или Алладина с его волшебной лампой, или Джека-Тыквенную-Голову из Страны Оз, или доктора Дулитла, или корову, которая прыгала через луну, очень похожую на настоящую, - всех этих чудесных обитателей воображаемого мира. Сколько раз видел он летящего в небе пегаса, или розовые фонтаны фейерверка, или слышал ангельское пение. А теперь перед ним - желтая, раскаленная Африка, огромная печь, которая пышет убийством. Может быть Лидия права. Может, надо и впрямь на время расстаться с фантазией, которая стала чересчур реальной для десятилетних детей…

Джордж Хедли стоял один в степях. Африки Львы, оторвавшись от своей трапезы, смотрели на него. Полная иллюзия настоящих зверей - если бы не открытая дверь, через которую он видел в дальнем конце темного коридора, будто портрет в рамке, рассеянно ужинавшую жену.

Уходите, - сказал он львам.

Они не послушались.

Он отлично знал устройство комнаты. Достаточно послать мысленный приказ, и он будет исполнен.

Пусть появится Аладдин с его лампой, - рявкнул он. По-прежнему вельд, и все те же львы...

Ну, комната, действуй! Мне нужен Аладдин.

Никакого впечатления. Львы что-то грызли, тряся косматыми гривами.

Аладдин!

Он вернулся в столовую.

Проклятая комната, - сказал он, - поломалась, не слушается.

Или НЕ МОЖЕТ послушаться, - ответила Лидия. - Потому что дети уже столько дней думают про Африку, львов и убийства, что комната застряла на одной комбинации.

Возможно.

Или же Питер заставил ее застрять.

ЗАСТАВИЛ?

Открыл механизм и что-нибудь подстроил.

Питер не разбирается в механизме.

Для десятилетнего парня он совсем не глуп. Коэффициент его интеллекта...

И все-таки...

Хелло, мам! Хелло, пап!

Супруги Хедли обернулись. Венди и Питер вошли в прихожую: щеки - мятный леденец, глаза - ярко-голубые шарики, от джемперов так и веет озоном, в котором они купались, летя на вертолете.

Вы как раз успели к ужину, - сказали родители вместе.

Мы наелись земляничного мороженого и сосисок, - ответили дети, отмахиваясь руками. - Но мы посидим с вами за столом.

Вот-вот, подойдите-ка сюда, расскажите про детскую, - позвал их Джордж Хедли.

Брат и сестра удивленно посмотрели на него, потом друг на друга.

Детскую?

Про Африку и все прочее, - продолжал отец с наигранным добродушием.

Не понимаю, - сказал Питер.

Ваша мать и я только что совершили путешествие по Африке: Том Свифт и его Электрический Лев, - усмехнулся Джордж Хедли.

Никакой Африки в детской нет, - невинным голосом возразил Питер.

Брось, Питер, мы-то знаем.

Я не помню никакой Африки. - Питер повернулся к Венди. - А ты?

Нет.

А ну, сбегай, проверь и скажи нам.

Она повиновалась брату.

Венди, вернись! - позвал Джордж Хедли, но она уже ушла. Свет провожал ее, словно рой светлячков. Он слишком поздно сообразил, что забыл запереть детскую.

Венди посмотрит и расскажет нам, - сказал Питер.

Что мне рассказывать, когда я сам видел.

Я уверен, отец, ты ошибся.

Я не ошибся, пойдем-ка.

Но Венди уже вернулась.

Никакой Африки нет, - доложила она, запыхавшись.

Сейчас проверим, - ответил Джордж Хедли.

Они вместе пошли по коридору и отворили дверь в детскую.

Чудесный зеленый лес, чудесная река, пурпурная гора, ласкающее слух пение, а в листве - очаровательная таинственная Рима, на длинных распущенных волосах которой, словно ожившие цветы, трепетали многоцветные бабочки. Ни африканского вельда, ни львов. Только Рима, поющая так восхитительно, что невольно на глазах выступают слезы.

Джордж Хедли внимательно осмотрел новую картину.

Ступайте спать, - велел он детям.

Они открыли рты.

Вы слышали?

Они отправились в пневматический отсек и взлетели, словно сухие листья, вверх по шахте в свои спальни.

Джордж Хедли пересек звенящую птичьими голосами полянку и что-то подобрал в углу, поблизости от того места, где стояли львы. Потом медленно возвратился к жене.

Что это у тебя в руке?

Мой старый бумажник, - ответил он и протянул его ей.

От бумажника пахло жухлой травой и львами. На нем были капли слюны, и следы зубов, и с обеих сторон пятна крови.

Он затворил дверь детской и надежно ее запер.

В полночь Джордж все еще не спал, и он знал, что жена тоже не спит.

Так ты думаешь, Венди ее переключила? - спросила она наконец в темноте.

Конечно.

Превратила вельд в лес и на место львов вызвала Риму?

Да.

Но зачем?

Не знаю. Но пока я не выясню, комната будет заперта.

Как туда попал твой бумажник?

Не знаю, - ответил он, - ничего не знаю, только одно: я уже жалею, что мы купили детям эту комнату. И без того они нервные, а тут еще такая комната...

Ее назначение в том и состоит, чтобы помочь им избавиться от своих неврозов.

Ой, так ли это... - он посмотрел на потолок.

Мы давали детям все, что они просили. А в награду что получаем - непослушание, секреты от родителей...

Кто это сказал: "Дети - ковер, иногда на них надо наступать"... Мы ни разу не поднимали на них руку. Скажем честно - они стали несносны. Уходят и приходят, когда им вздумается, с нами обращаются так, словно мы - их отпрыски. Мы их портим, они нас.

Они переменились с тех самых пор - помнишь, месяца два-три назад, - когда ты запретил им лететь на ракете в Нью-Йорк.

Я им объяснил, что они еще малы для такого путешествия.

Объяснил, а я вижу, как они с того дня стали хуже к нам относиться.

Я вот что сделаю: завтра приглашу Девида Макклина и попрошу взглянуть на эту Африку.

Но ведь Африки нет, теперь там сказочная страна и Рима.

Сдается мне, к тому времени снова будет Африка.

Мгновением позже он услышал крики.

Один... другой... Двое кричали внизу. Затем - рычание львов.

Венди и Питер не спят, - сказала ему жена.

Он слушал с колотящимся сердцем.

Да, - отозвался он. - Они проникли в детскую комнату.

Эти крики... они мне что-то напоминают.

В самом деле?

Да, мне страшно.

И как ни трудились кровати, они еще целый час не могли укачать супругов Хедли. В ночном воздухе пахло кошками.

Отец, - сказал Питер.

Да?

Питер разглядывал носки своих ботинок. Он давно избегал смотреть на отца, да и на мать тоже.

Ты что же, навсегда запер детскую?

Это зависит...

От чего? - резко спросил Питер.

От тебя и твоей сестры. Если вы не будете чересчур увлекаться этой Африкой, станете ее чередовать... скажем, со Швецией, или Данией, или Китаем.

Я думал, мы можем играть во что хотим.

Безусловно, в пределах разумного.

А чем плоха Африка, отец?

Так ты все-таки признаешь, что вызывал Африку!

Я не хочу, чтобы запирали детскую, - холодно произнес Питер. - Никогда.

Так позволь сообщить тебе, что мы вообще собираемся на месяц оставить этот дом. Попробуем жить по золотому принципу: "Каждый делает все сам".

Ужасно! Значит, я должен сам шнуровать ботинки, без автоматического шнуровальщика? Сам чистить зубы, причесываться, мыться?

Тебе не кажется, что это будет даже приятно для разнообразия?

Это будет отвратительно. Мне было совсем не приятно, когда ты убрал автоматического художника.

Мне хотелось, чтобы ты научился рисовать, сынок.

Зачем? Достаточно смотреть, слушать и обонять! Других стоящих занятий нет.

Хорошо, ступай, играй в Африке.

Так вы решили скоро выключить наш дом?

Мы об этом подумывали.

Советую тебе подумать еще раз, отец.

Но-но, сынок, без угроз!

Отлично. - И Питер отправился в детскую.

Я не опоздал? - спросил Девид Макклин.

Завтрак? - предложил Джордж Хедли.

Спасибо, я уже. Ну, так в чем дело?

Девид, ты разбираешься в психике?

Как будто.

Так вот, проверь, пожалуйста, нашу детскую. Год назад ты в нее заходил - тогда заметил что-нибудь особенное?

Вроде нет. Обычные проявления агрессии, тут и там налет паранойи, присущей детям, которые считают, что родители их постоянно преследуют. Но ничего, абсолютно ничего серьезного.

Они вышли в коридор.

Я запер детскую, - объяснил отец семейства, - а ночью дети все равно проникли в нее. Я не стал вмешиваться, чтобы ты мог посмотреть на их затеи.

Из детской доносились ужасные крики.

Вот-вот, - сказал Джордж Хедли. - Интересно, что ты скажешь?

Они вошли без стука. Крики смолкли, львы что-то пожирали.

Ну-ка. дети, ступайте в сад, - распорядился Джордж Хедли - Нет-нет, не меняйте ничего, оставьте стены, как есть. Марш!

Оставшись вдвоем, мужчины внимательно посмотрели на львов, которые сгрудились поодаль, жадно уничтожая свою добычу.

Хотел бы я знать, что это, - сказал Джордж Хедли. - Иногда мне кажется, что я вижу... Как думаешь, если принести сильный бинокль...

Девид Макклин сухо усмехнулся.

Вряд ли...

Он повернулся, разглядывая одну за другой все четыре стены.

Давно это продолжается?

Чуть больше месяца.

Да, ощущение неприятное.

Мне нужны факты, а не чувства.

Дружище Джордж, найди мне психиатра, который наблюдал бы хоть один факт. Он слышит то, что ему сообщают об ощущениях, то есть нечто весьма неопределенное. Итак, я повторяю: это производит гнетущее впечатление. Положись на мой инстинкт и мое предчувствие. Я всегда чувствую, когда назревает беда. Тут кроется что-то очень скверное. Советую вам совсем выключить эту проклятую комнату и минимум год ежедневно приводить ко мне ваших детей на процедуры.

Неужели до этого дошло?

Боюсь, да. Первоначально эти детские были задуманы, в частности, для того, чтобы мы, врачи, без обследования могли по картинам на стенах изучать психологию ребенка и исправлять ее. Но в данном случае детская, вместо того чтобы избавлять от разрушительных наклонностей, поощряет их!

Ты это и раньше чувствовал?

Я чувствовал только, что вы больше других балуете своих детей. А теперь закрутили гайку. Что произошло?

Я не пустил их в Нью-Йорк.

Еще?

Убрал из дома несколько автоматов, а месяц назад пригрозил запереть детскую, если они не будут делать уроков. И действительно запер на несколько дней, чтобы знали, что я не шучу.

Ага!

Тебе это что-нибудь говорит?

Все. На место рождественского деда пришел бука. Дети предпочитают рождественского деда. Ребенок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей. Теперь вы хотите ее запереть. Не удивительно, что здесь появилась ненависть. Вот - даже небо излучает ее. И солнце. Джордж, вам надо переменить образ жизни. Как и для многих других - слишком многих, - для вас главным стал комфорт. Да если завтра на кухне что-нибудь поломается, вы же с голоду помрете. Не сумеете сами яйца разбить! И все-таки советую выключить все. Начните новую жизнь. На это понадобится время. Ничего, за год мы из дурных детей сделаем хороших, вот увидишь.

А не будет ли это слишком резким шоком для ребят - вдруг запереть навсегда детскую?

Львы кончили свой кровавый пир.

Львы стояли на опушке, глядя на обоих мужчин.

Теперь я чувствую себя преследуемым, - произнес Макклин. - Уйдем. Никогда не любил эти проклятые комнаты. Они мне действуют на нервы.

А львы - совсем как настоящие, верно? - сказал Джордж Хедли. - Ты не допускаешь возможности...- ...что они могут стать настоящими?

По-моему, нет.

Какой-нибудь порок в конструкции, переключение в схеме или еще что-нибудь?

Нет.

Они пошли к двери.

Мне кажется, комнате не захочется, чтобы ее выключали, - сказал Джордж Хедли.

Никому не хочется умирать, даже комнате.

Интересно: она ненавидит меня за мое решение?

Здесь все пропитано паранойей, - ответил Девид Макклин. - До осязаемости. Эй! - Он нагнулся и поднял окровавленный шарф. - Твой?

Нет. - Лицо Джорджа окаменело. - Это Лидии.

Они вместе пошли к распределительному щитку и повернули выключатель, убивающий детскую комнату.

Дети были в истерике. Они кричали, прыгали, швыряли вещи, вопили, рыдали, бранились.

Вы не смеете так поступать с детской комнатой, не смеете!

Они в слезах бросились на диван.

Джордж, - сказала Лидия Хедли, - включи детскую на несколько минут. Нельзя так вдруг.

Лидия, комната выключена и останется выключенной. И вообще, пора кончать с этим проклятым домом. Чем больше я смотрю на все это безобразие, тем мне противнее. И так мы чересчур долго созерцали свой механический электронный пуп. Видит бог, нам необходимо сменить обстановку!

И он стал ходить из комнаты в комнату, выключая говорящие часы, плиты, отопление, чистильщиков обуви, механические губки, мочалки, полотенца, массажистов и все прочие автоматы, которые попадались под руку.

Казалось, дом полон мертвецов. Будто они очутились на кладбище механизмов. Тишина. Смолкло жужжание скрытой энергии машин, готовых вступить в действие при первом же нажиме на кнопки.

Не позволяй им это делать! - завопил Питер, подняв лицо к потолку, словно обращаясь к дому, к детской комнате - Не позволяй отцу убивать все. - Он повернулся к отцу. - До чего же я тебя ненавижу!

Оскорблениями ты ничего не достигнешь.

Хоть бы ты умер!

Мы долго были мертвыми. Теперь начнем жить по-настоящему. Отныне мы будем жить.

Венди по-прежнему плакала. Питер опять присоединился к ней.

Ну, еще немножечко, на минуточку, только на минуточку! - кричали они.

Джордж, - сказала ему жена, - это им не повредит.

Ладно, ладно, пусть только замолчат. На одну минуту, учтите, потом выключу совсем.

Папочка, папочка, папочка! - запели дети, улыбаясь сквозь слезы.

А потом - каникулы. Через полчаса вернется Девид Макклин, он поможет нам собраться и проводит на аэродром. Я пошел одеваться. Включи детскую на одну минуту, Лидия, слышишь - не больше одной минуты.

Дети вместе с матерью, весело болтая, поспешили в детскую, а Джордж, взлетев наверх по воздушной шахте, стал одеваться. Через минуту появилась Лидия.

Я буду рада, когда мы покинем этот дом, - вздохнула она.

Ты оставила их в детской?

Мне тоже надо одеться. О, эта ужасная Африка. И что они в ней видят?

Ничего, через пять минут мы будем на пути в Айову. Господи, какая сила загнала нас в этот дом.. Что нас побудило купить этот кошмар!

Гордыня, деньги, глупость.

Пожалуй, лучше спуститься, пока ребята опять не увлеклись своим чертовым зверинцем.

Папа, мама, скорей, сюда, скорей!

Они спустились по шахте вниз и ринулись бегом по коридору. Детей нигде не было видно.

Венди! Питер!

Они ворвались в детскую. В пустынном вельде - никого, ни души, если не считать львов, глядящих на и их.

Питер! Венди!

Дверь захлопнулась.

Джордж и Лидия Хедли метнулись к выходу.

Откройте дверь! - закричал Джордж Хедли, дергая ручку. - Зачем вы ее заперли? Питер! - Он заколотил в дверь кулаками. - Открой!

Не позволяй им выключать детскую комнату и весь дом.

Мистер и миссис Джордж Хедли стучали в дверь.

Что за глупые шутки, дети! Нам пора ехать. Сейчас придет мистер Макклин и...

И тут они услышали...

Львы с трех сторон в желтой траве вельда, шуршание сухих стеблей под их лапами, рокот в их глотках.

Львы.

Мистер Хедли посмотрел на жену, потом они вместе повернулись лицом к хищникам, которые медленно, припадая к земле, подбирались к ним.

Мистер и миссис Хедли закричали.

И вдруг они поняли, почему крики, которые они слышали раньше, казались им такими знакомыми.

Вот и я, - сказал Девид Макклин, стоя на пороге детской комнаты. - О, привет!

Он удивленно воззрился на двоих детей, которые сидели на поляне, уписывая ленч. Позади них был водоем и желтый вельд; над головами - жаркое солнце. У него выступил пот на лбу.

А где отец и мать?

Дети обернулись к нему с улыбкой.

Они сейчас придут.

Хорошо, уже пора ехать.

Мистер Макклин приметил вдали львов - они из-за чего-то дрались между собой, потом успокоились и легли с добычей в тени деревьев.

Заслонив глаза от солнца ладонью, он присмотрелся внимательнее.

Львы кончили есть и один за другим пошли на водопой.

Какая-то тень скользнула по разгоряченному лицу мистера Макклина. Много теней. С ослепительного неба спускались стервятники.

Чашечку чаю? - прозвучал в тишине голос Венди.


Рекомендуем почитать

Наверх