Что означает, когда младенец сжимает кулачки и дрыгает ножками. Когда ребенок разжимает кулачки Если младенец слабо сжимает кулачки

Мастер классы 05.01.2024
Мастер классы

Женщина, которая недавно стала мамой, очень внимательно и трепетно следит за здоровьем своего крохи. Но часто новорожденный ведет себя не так, как описано в книжках. Есть признаки, увидев которые мамочка должна немедленно бить тревогу. Но существуют и вполне безобидные физиологические, пропадающие в первый год жизни. Сегодня речь пойдет о мышечном тонусе у грудничков. Попробуем понять, что же это такое, и как бороться с проблемой.

Мышечный тонус – что это?

Мышечный тонус у новорожденных – явление, которое встречается все чаще и чаще, но почему оно возникает?

Дело в том, что в животе у мамы – первом домике крохи, пространство весьма ограниченное. Малыш растет, развивается и ему все теснее становится в своем жилище, нормально шевелить ручками и ножками он уже не может.

Вспомните «позу эмбриона» : ручки у малыша скрещены на груди, ножки согнуты в коленках.

Долгое пребывание в таком состояние не может не отразиться на мышцах, которые все время сильно напряжены. То есть такое явление, как тонус, возникает вследствие повышенного сопротивления мышц, которое появляется при пассивных растяжениях в процессе движения в суставе.

Повышенный мышечный тонус у малюток может сохраняться некоторое время после рождения, полностью сойти на нет это явление должно к 1 году. Уменьшение тонуса происходит уже к 3-4 месяцам.

Диагностируем проблему

Сразу после рождения, конечно, не в первые минуты, но еще в родильном доме, грудничков начинают диагностировать на тонус мышц.

После выписки кроха будет проходить ежемесячный осмотр, на приеме врач также будет уделять внимание тонусу, особенно первые три месяца. У малышей, появившихся на свет «самостоятельно» , и в период вынашивания и родовой деятельности, располагавшихся в животике по всем физиологическим правилам, постановка конечностей и сопротивление мышцы, вернее, их отдельных групп, позволяет в процессе осмотра выявить соответствует ли тонус норме или нет.

Крохи, рожденные с помощью кесарева сечения или находившиеся долгое время в животе у мамы в тазовом прилежании, могут иметь другое положение тела после появления на свет. Именно поэтому педиатр или невролог, проводящие осмотр, будут расспрашивать о течении беременности и самих родах.

Если вы увидели в карточке вашего малыша надпись «тонус дистоничен» , не стоит бить тревогу, просто разберитесь что к чему. Итак, что это дистоничный мышечный тонус? Это синдром, при котором нарушена двигательная активность малыша и существует неправильное развитие мышц. Чаще всего такая проблема диагностируется в младенческом возрасти и, кстати, чем раньше выявляется это, тем проще и эффективней можно с ней справиться.

Наблюдаем за малышом: выявляем проблему

Чтобы заметить проблему как можно раньше, специалисты рекомендуют молодым мамочкам внимательно следить за своими детками и оценивать их двигательную активность в зависимости от возраста.

С самого рождения и до месячного возраста ваше «солнышко» может сохранять привычную для него позу эмбриона. Если младенец прижимает ручки к груди, то это говорит о нормальном развитии мышц. Врачи советуют понаблюдать, как новорожденный сжимает кулачки. При нормальном развитии большой пальчик при сжатии кулака должен быть внутри.

Если кроху положить на животик, то он должен совершать ножками сгибательные движения, будто хочет ползти. К первому «юбилею» малыша – 1 месяцу , он уже будет стараться поднимать и удерживать головку, по времени это будет лишь пару секунд, все происходит на рефлекторном уровне и считается нормой у всех деток такого возраста.

Следующим периодом развития мышц будет 1-3 месяц жизни . К этому времени напряжение в мышцах начинает сходить на убыль, у крохи появляются более осознанные движения и реакции: он начинает тянуться за игрушкой, а к концу третьего месяца и удерживать легкие предметы в ручке. Присутствует реакция (поворот головки) на источник света и звука. К концу этого периода грудничок уже умеет держать голову. Положив малыша на спину и слегка потянув за ручки, вы увидите, что он пытается подтягиваться за счет собственных сил. Держа свое чадо в вертикальном положении, и поставив на ножки, кроха будет пробовать ходить. В трехмесячном возрасте ребенок должен опираться на полную стопу.

С 3 до 6 месяцев малыш будет совершенствовать свои навыки: начнет уверенно держать погремушку в руках, интересоваться не только предметами, находящимися ровно перед ним, но и вокруг. В эти месяцы ваш сынок или дочка научатся переворачиваться на животик и назад, на спинку, а также будут пробовать вставать на четвереньки.

В период с 6 месяцев до 1 года будет еще два крупных скачка в развитии мышц: в 6-9 месяцев и в 9-12. В этот промежуток времени карапуз научится самостоятельно сидеть, вставать, сперва с помощью опоры, а уже потом и без нее. Многие детки к одному году начинают потихоньку ходить. Происходит развитие мелкой моторики: появляются новые хватательные движения. Теперь ребенок все чаще берет предметы, и задействует при этом большой и указательный пальчики.

Если вы замечаете, что ваш малыш развивается как-то не так и не обладает определенными навыками, которые должны у него быть, то стоит обратиться к врачу. К сожалению, в последнее время все больше новорожденных появляется на свет с нарушениями тонуса мышц. Эта проблема может быть спровоцирована огромным количеством факторов, например, наследственными недугами мамы, неправильным питанием в период беременности и т.д.

Все родители с трепетом относятся к здоровью своего малыша. Особенно внимательно они присматриваются к ребенку в первые недели и месяцы после его рождения: все ли в порядке? Если ребенок первый, то мамы и папы могут не знать о некоторых особенностях его развития, и иногда их удивляют или даже пугают самые обычные явления. Что же чаще всего беспокоит родителей новорожденного?

У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?

Да, это гипертонус — повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев.

Если посмотреть на новорожденного, то можно увидеть, что его ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей рук лежат под четырьмя остальными. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Тонус мышц в руках обычно выше, чем в ногах.

Внимательные родители увидят, что мышечный тонус может изменяться, например, при поворотах головы вбок он выше на стороне, противоположной повороту головы. Меняющийся тонус в одной и той же группе мышц называется мышечной дистонией — такое название мамы и папы часто слышат на приеме у невролога, но пугаться этого не стоит, это тоже совершенно обычное явление у младенцев.

К 3,5-4 месяцам физиологический гипертонус у детей ослабевает , движения становятся более слаженными, кисть открывается, развиваются так называемые локомоции − движения тела, при которых задействованы практически все группы мышц. Лечить физиологический гипертонус никак не надо , но можно делать общеукрепляющий массаж, он будет способствовать развитию мышечной системы и координации движений.

Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?

У новорожденного ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Нервные волокна малыша только начинают покрываться специальной миелиновой оболочкой, которая отвечает за скорость передачи нервного импульса к мышцам. Чем быстрее происходит передача, тем более плавными становятся движения крохи. А пока нервная система не созрела, маленький ребенок может находиться в постоянном движении, которое иногда сохраняется даже во сне.

Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни. Тогда движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными.

У ребенка дрожат руки, ноги, подбородок — может быть, он мерзнет или у него какое-то неврологическое заболевание?

Дрожание, или тремор, — это физиологическое явление, которое возникает у большинства детей в первые 3 месяца жизни.

Появляется тремор опять-таки из-за незрелости нервной системы. Дрожь обычно возникает во время плача или после какого-то напряжения (например, после купания), но иногда начинается совершенно внезапно, может быть, даже в покое. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки.

Тремор может быть симметричным (дрожат обе ручки) и несимметричным, когда разные части тела подрагивают по отдельности (например, одновременно дрожат подбородок и ручки или одна ручка и одна ножка).

Как только родители замечают, что у малыша появился тремор (а он может появиться не сразу после рождения, а даже спустя месяц), они очень беспокоятся. Однако, как мы уже говорили, это нормальное явление у маленьких детей. Тем не менее надо обратить внимание на следующие моменты: физиологический тремор длится недолго — всего несколько секунд; если тремор усиливается, эпизоды становятся чаще и продолжительнее, надо показать малыша неврологу.

Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу?

Это проявление одного из врожденных рефлексов — так называемого рефлекса Моро (разведение рук с последующим сведением). Он сохраняется до 4-5 месяцев и возникает обычно в ответ на резкие звуки или при перемене положения тела. Родители называют этот рефлекс вздрагиванием.

Мамы и папы замечают, что если изменить положение малыша в пространстве (например, поднять его из кровати, а затем снова положить), ребенок вскинет чуть согнутые в локтях ручки вверх. То же самое может произойти при каком-либо резком звуке (хлопке в ладоши, стуке двери). Иногда рефлекс Моро возникает спонтанно, то есть малыш вскидывает ручки без каких-либо раздражителей. Все эти явления совершенно нормальны для маленьких детей и не требуют какого-либо лечения . Единственное, за чем надо следить: рефлекс Моро не должен становиться более выраженным; после 4-5 месяцев он должен исчезнуть.

Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец). Может быть, он голодный, и ему не хватает молока?

У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ, языка ребенок совершает сосательные движения. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс: именно способность к сосанию (а значит, и утоление голода) обеспечивает выживание малыша . Полностью рефлекс сосания пропадает только к 3-4 годам.

Еще у младенцев можно заметить поисковый рефлекс (он сохраняется до 2-4 месяцев): при раздражении угла рта кроха поворачивает голову в сторону раздражения; хоботковый рефлекс (его можно наблюдать до 2-3 месяцев): при постукивании по губам ребенок вытягивает губы трубочкой. Перед едой эти рефлексы проявляются ярче и вызываются легче, но сами по себе они не являются показателем того, что малыш голоден.


Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?

— очень частая жалоба в первые месяцы жизни. Большинство здоровых детей срыгивают до 3-5 раз в сутки. Для младенцев срыгивания являются скорее нормой, нежели патологией , так как строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у них предрасполагают к срыгиваниям.

Желудок новорожденных расположен горизонтально, имеет округлую форму и маленький объем — всего 5-10 мл: вот почему нескольких капель бывает достаточно, чтобы только что родившийся малыш наелся. Вход в желудок малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно. Поэтому продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту несколько замедленное.

Незрелость некоторых ферментов и недостаточная скоординированность в процессах дыхания, сосания и глотания, характерные больше для недоношенных и маловесных детей, также предрасполагают к срыгиваниям. Еще срыгивания могут быть связаны с перееданием, частыми кормлениями, аэрофагией (заглатыванием воздуха). Да, они могут быть проявлением какой-то неврологической патологии, но это бывает очень редко, особенно если других симптомов заболевания нет.

Малыш часто «таращит глаз». Врач сказал, что это симптом Грефе и лечить его не нужно. А что это за симптом, и почему он появляется у маленьких детей?

Симптом Грефе у младенцев называют белую полоску, которая остается между радужкой и верхним веком, когда ребенок опускает глаза вниз. Сам по себе симптом Грефе не свидетельствует о наличии у детей каких-либо проблем со здоровьем. Он часто наблюдается у здоровых ребятишек при перемене освещения или положения тела, а еще симптом Грефе может быть просто индивидуальной особенностью строения глаз малыша (он часто есть у детей с большими глазами).

Иногда этот симптом возникает из-за незрелости нервной системы ребенка. В этих случаях симптом Грефе лечить не надо, он обычно проходит в течение первых 6 месяцев жизни крохи. Но если кроме симптома Грефе у ребенка есть повышенная возбудимость, тремор, отставание в развитии, если он часто закидывает голову назад — это уже говорит о наличии у него неврологических проблем. Для точной постановки диагноза необходимо пройти ряд дополнительных исследований: нейросонографию, электроэнцефалографию.

Крошечный человечек, едва появившись на свет, практически ничего не умеет, его движения беспорядочны, ручки не могут схватить и удержать предмет, и кажется, что единственное, что малыш делает, — это только ест, спит и плачет. Но уже через пару месяцев он уверенно фиксирует взгляд на окружающих его предметах и лицах, может улыбнуться в ответ, а также хорошо удерживает голову. С каждым месяцем жизни ребенок постигает все новые и новые горизонты в своем развитии — остается только терпеливо дождаться этого времени.

«Итак, я мама. И что теперь?..» – с этим чувством растерянности сталкиваются многие женщины, когда у них появляется первый ребенок. «Смотрю на свою детку и понимаю, что понятия не имею, что теперь делать, с какой стороны к ней подойти», – рассказы мам как под копирку. Потом становится относительно понятно, что делать: кормить, купать, менять подгузник. Но вот чего ребенок хочет в данный конкретный момент – это обычно остается тайной за семью печатями, пока он не научится говорить или хотя бы жестикулировать. У нас есть семь ключевых моментов, по которым можно понять, что пытается сказать ваш малыш языком тела.

1. Дрыгает ножками

Если младенец пинает пространство, это замечательно. На языке его тела это означает, что он счастлив и отлично проводит время. Пинки – это способ вашего малыша выразить удовольствие. Обратите внимание, часто дети начинают дрыгать ножками, когда вы с ним играете или во время водных процедур. А если в это время взять малыша на ручки и спеть ему песню, он станет еще счастливее.

Фото GettyImages

2. Выгибает спинку

Обычно это реакция на боль или дискомфорт. Дети часто выгибают спинку, когда у них колики или изжога. Если малыш выгибается в то время, когда вы кормите его, это может быть признаком рефлюкса. Старайтесь избегать стрессов, пока кормите грудью – переживания мамы сказываются на малыше.

3. Трясет головой

Иногда малыши могут резко дергать головой, ударяясь о донышко кроватки или ее бортики. Это опять-таки признак дискомфорта или боли. Обычно помогает укачивание, но если ребенок продолжает трясти головой, это повод показать малыша педиатру.

4. Хватает себя за уши

Не стоит сразу паниковать, если малыш дергает себя за ушки. Он таким способом развлекается и учится – окружающие звуки становятся то тише, то снова громче. Кроме того, малыши часто хватают себя за уши, когда у них режутся зубки. А вот если ребенок при этом плачет, нужно бежать к врачу и проверять, не подхватила ли детка ушную инфекцию.

5. Стискивает кулачки

Вообще, это одно из первых осмысленных телодвижений, которое осваивает новорожденный. Кроме того, сжатый кулачок может быть признаком голода или стресса – и то, и другое заставляет мышцы малыша напрягаться. Если привычка крепко стискивать кулачки сохранится у ребенка, когда ему уже больше трех месяцев, лучше показать малыша врачу. Это может быть признаком неврологического расстройства.

Фото GettyImages

6. Скручивается, прижимая колени к груди

Такое движение чаще всего – признак проблем с пищеварением. Может быть, это колики, может быть, запор или газы. Если вы кормите грудью, последите за своей диетой: что-то в рационе вызывает у малыша повышенное газообразование. И не забывайте подержать ребенка столбиком после кормления, чтобы он отрыгнул воздух. В случае запора проконсультируйтесь с врачом.

7. Вскидывает ручки

Это первая реакция ребенка на окружающую среду, знак настороженности. Как правило, малыш вскидывает ручки, когда слышит внезапный звук или когда включается яркий свет. Иногда малыши так делают, когда вы кладете их в кроватку: они чувствуют потерю опоры. Этот рефлекс обычно исчезает через четыре месяца после рождения. До тех пор стоит помнить, что движение это неосознанное, и ребенок может себя нечаянно оцарапать. Поэтому детей на время сна советуют пеленать или надевать на ручки специальные варежки.

Чем раньше младенец разожмет кулачки, тем раньше он начнет играть со своими руками. Если ребенок по-прежнему все время держит кулачки сжатыми, попробуйте помочь ему. Осторожно постучите по тыльной их стороне, чтобы стимулировать рефлекс, заставляющий младенца разжать пальцы рук.

Занимательные ручки

Совсем недавно вы играли с маленькими ручками, разжимая туго сжатые пальцы и проводя ладошками малыша по своим щекам. Теперь он сам научился играть своими руками.
Это - наиболее примечательная особенность 3-го месяца развития. Прежде сжатые кулачки разжимаются и пальцы остаются полураскрытыми.
В этот период младенцы пытаются рукой дотянуться до наиболее знакомых и легкодоступных игрушек и, что еще важнее, до самого себя. Посмотрите, как малыш играет своими собственными ручками. Он может схватить одну ручку другой и держать в ладошке иногда весь кулачок, а иногда 1-2 пальца. Конечно, эти любопытные ручонки находят дорогу и ко рту; сосать палец - любимейшее занятие в этом возрасте.
Дотянуться и схватить. Часы, волосы, одежда - все становится желанной целью для этих ручонок. Малыш в этом возрасте любит вцепляться в волосы, хватать очки, отцовский галстук и охотнее всего - мамину кофточку, когда она берет его на руки. Эти первые хватательные движения очень сильные и далеко не ласковые. Если в детском кулачке оказались ваши волосы, не так-то просто их вызволить.
Эти движения еще не очень определенны. Когда младенец старается дотянуться и схватить подвешенную игрушку, он зачастую не достигает цели. Движения его рук остаются еще укороченными, похожими на резкие удары боксера или каратиста. Но уже через месяц дело поправится, удары будут попадать точно в цель.
Сила удержания. Рука малыша становится более сильной. Захватив какой-нибудь предмет, он удерживает его, вместо того чтобы сразу уронить, как было раньше. Вложенную ему в руку погремушку малыш сжимает пальцами, держит и изучает до тех пор, пока не устанет или она ему не надоест. Какую погремушку выбрать?
- Чем легче погремушка и чем проще ее держать, тем дольше ребенок будет заниматься ею.
- Черные и белые, а также контрастные цвета больше привлекают внимание малыша.
- Пластиковым погремушкам малыши предпочитают мягкие, сделанные из ткани.
- Наиболее безопасная погремушка та, которая не причинит никакого вреда - не меньше 1,5-2 дюймов (до 5 см), без острых углов и выступающих деталей.

Лучшее положение для игры собственными ручками

Положение ребенка существенно влияет на развитие двигательных навыков рук. Горизонтальное положение препятствует игре ручками, вертикальное - способствует ей. Лежа на ровной гладкой поверхности (например, на полу), ребенок производит движения в свободном стиле - что-то вроде "велосипеда", выполняемого одновременно и ручками, и ножками; он может вытягивать конечности в разные стороны. Но когда малыш в этом возрасте лежит на спине, срабатывает еще действующий рефлекс отдыхающей шеи (при повороте головы в ту же сторону откидывается ручка, а кулачки остаются сжатыми). Гораздо лучше, если вы подержите ребенка в полувертикальном положении у себя на коленях или посадите в специальное детское креслице. В таком положении его голова обращена вперед и он смотрит прямо перед собой; при этом кулачки разжимаются и он как бы для объятий тянет к вам руки. Таким образом, полувертикальное положение поощряет ребенка начать игру в ручки или заняться какой-то игрушкой, удерживая ее перед собой.

Развитие зрения

Понаблюдайте за малышом, когда он заинтересуется орнаментом на обоях или внимательно изучает ваше лицо. Теперь он может делать это гораздо дольше и больше внимания уделяет деталям вместо того, чтобы просто скользить по ним взглядом.
Он лучше следит за вами глазами, когда вы проходите мимо, и при этом, как радар, поворачивает голову. Если вы выходите из комнаты, он может заплакать.
На этой стадии развития дети видят не только лучше, но и дальше. Находясь в состоянии сосредоточенного спокойствия, ребенок может разглядывать потолок и вентилятор на нем, темные контрастные перила, тени на стенах, растения, находящиеся от него на расстоянии 15-20 футов (5-6 м). Наиболее привлекательными остаются темные контрастные предметы на светлом фоне.
Из дневника Марты: "Мне удается привлечь внимание Мэтью, используя черно-белый 6-гранный кубик размером около 2 дюймов, который я располагаю перед его глазами. Какое-то время он просто прикован к этим "движущимся картинкам" и изучает каждую сторону по мере медленного вращения кубика. Кажется даже, что он различает изображения на каждой грани. Иногда, если Мэтью начинает капризничать, я вытаскиваю кубик, и капризы прекращаются".

Беседа с 3-месячным младенцем

Именно теперь-то и начинаются настоящие разговоры. Этот период кажется вам легче предыдущих, поскольку сейчас вы можете понять своего малыша. Понаблюдайте за движениями его тела и мимикой, постарайтесь догадаться, о чем он думает, когда ведет себя тем или иным образом. Понимая язык его телодвижений и мимики, вы сможете предвидеть, что за этим последует: собирается он заплакать или улыбнуться? Своевременным вмешательством в ситуацию ("Эй, .... (имя)!") вы сможете превратить надвигающийся плач в улыбку. Ваше счастливое лицо может заставить малыша забыть, что он хотел заплакать.
Разные формы плача. Теперь вам не только легче читать язык телодвижений малыша, но и причина его плача становится более доходчивой. Разный плач отражает различные потребности ребенка. Требовательный плач и покрасневшее от напряжения лицо - явный признак настоятельного желания оказаться у вас на руках. При хнычущем плаче можно ограничиться ответом с дальней дистанции, даже из другой комнаты. Обратите внимание на паузы, которыми перемежается плач малыша. Это он как бы сообщает вам, что ждет ответа, а не получив его, продолжает подзывать вас.
Расширение "словарного запаса". Ребенок начинает больше "говорить" - издаваемые им звуки становятся громче, протяжнее. Он начинает долго тянуть гласные звуки ("ааах", "эээх", "эээ", "ооох"). Вслушайтесь в это продолжительное гуление, воркование, кряхтение, сопение, повизгивания и вздохи. Кажется, что малыш пробует, какие еще звуки можно извлечь с помощью своего рта и языка. Ребенка интересует, как громко он может визжать, и особенно, как такие вопли действуют на вас. И кажется, он вскоре начинает осознавать, что такого рода звуки производят на родителей шоковое впечатление. Все это не значит, что ему не нравятся и приятные звуки. Даже на этой ранней стадии развития ребенок старается приспособить к вашей звучание собственной "речи". Если вы встретите режущий ухо крик вашего ребенка тихим шепотом, возможно, он умерит свою "громкость".

Движения 3-месячного малыша

Положите младенца на мягкую подстилку на стол. Устройтесь так, чтобы ваша голова была на том же уровне. Постарайтесь установить визуальный контакт и начинайте говорить. Ребенок может поднять головку на 45 градусов и даже больше и продолжить этот разговор "голова к голове". Теперь его головка не опускается беспомощно вниз, как раньше; он может какое-то время удерживать ее в таком положении. Поворачивая голову из стороны в сторону, он начинает исследовать окружающий мир.
Новая игра. Переверните ребенка на спину (большинство детей в этом возрасте еще не могут переворачиваться самостоятельно), держа его обеими руками, медленно переводите в сидячее положение. Голова и туловище будут приподниматься одновременно, в то время как в предыдущие недели движения головы отставали. В сидячем положении голова малыша не раскачивается, как прежде, а становится устойчивой. Конечно, если не помогать ему и не поддерживать голову, она быстро склонится, но ребенок может вновь вернуть ее в контролируемое вертикальное положение.
Стойка и опора. Возьмите малыша под мышки и подержите в стоячем положении. Месяц назад его ножки сразу подгибались. Теперь же они в течение нескольких минут несут нагрузку всего тела и ваша поддержка нужна только для сохранения равновесия. А теперь поставьте малыша к себе на руки, прислонив его к своей груди. Вы замечаете, насколько сильнее стали его ножки?
Игра на полу. Началась игра "вверх - вниз". Большинство 3-месячных малышей больше всего любят находиться у вас на руках, но им может понравиться лежать на полу и наслаждаться свободой движений. Ограничивающий рефлекс отдыхающей шеи постепенно начинает ослабевать, позволяя малышу вытягивать руки и ноги в разные стороны и делать движения наподобие "велосипеда" (иногда это называют "хлопаньем крыльями"). Естественно, что такие упражнения поощряются восхищенными зрителями сверху. Но лучше будет, если вы опуститесь рядом с малышом на пол и составите ему компанию.
Причина и следствие. В 3 месяца ребенок открывает для себя, что он может как-то воздействовать на окружающий мир. "Я тяну подвешенную игрушку - она движется", "Я трясу погремушку - она гремит". Так он открывает связь между причиной и следствием. Это открытие сохраняется в его развивающемся мозгу, и он начинает пользоваться им, чтобы получать желаемый результат. Например, к этому времени малыш учится сосать эффективнее - так, чтобы получать больше молока с меньшими затратами
Из дневника Марты: "Я заметила, что Мэтью ловит мою грудь, делает несколько сосательных движений, а затем ждет, пока сработает рефлекс извержения молока и оно потечет ему в рот полной струей. Только тогда он начинает активно сосать и глотать. Он понял, что это самый легкий способ для начала кормления".

Чем раньше младенец разожмет кулачки, тем раньше он начнет играться со своими руками. В случае если ребенок так же, как и прежде все время держит кулачки сжатыми, попытайтесь оказать помощь ему. С опаской постучите по тыльной их стороне, дабы стимулировать рефлекс, заставляющий младенца разжать пальцы рук.

Совсем сравнительно не так давно вы игрались с мелкими ручками, разжимая туго сжатые пальцы и проводя ладошками малыша по своим щекам. Сейчас он сам обучился играться своими руками.
Это — наиболее примечательная особенность 3-го месяца развития. Прежде сжатые кулачки разжимаются и пальцы остаются полураскрытыми.
В это время младенцы пробуют рукой дотянуться до наиболее привычных и легкодоступных игрушек и, что еще ответственнее, до самого себя. Посмотрите, как кроха играется собственными ручками. Он может схватить одну ручку другой и держать в ладошке время от времени целый кулачок, а время от времени 1-2 пальца. Само собой разумеется, эти интересные ручонки находят дорогу и ко рту; сосать палец — любимейшее занятие в этом возрасте.
Дотянуться и схватить. Часы, волосы, одежда — все делается желанной целью для этих ручонок. Кроха в этом возрасте обожает вцепляться в волосы, хватать очки, отцовский галстук и охотнее всего — мамину кофточку, в то время, когда она берет его на руки. Эти первые хватательные движения весьма сильные и далеко не нежные. В случае если в детском кулачке оказались ваши волосы, не так-то просто их вызволить.
Эти движения еще не весьма определенны. В то время, когда младенец старается дотянуться и схватить подвешенную игрушку, он обычно не достигает цели. Движения его рук остаются еще укороченными, похожими на резкие удары боксера либо каратиста. Но уже через месяц дело поправится, удары будут попадать точно в цель.
Сила удержания. Рука малыша делается более сильной. Захватив какой-нибудь предмет, он удерживает его, вместо того дабы сходу уронить, как было раньше. Положенную ему в руку погремушку кроха сжимает пальцами, держит и изучает до тех пор, пока не утомится либо она ему не надоест. Какую погремушку выбрать?
— Чем легче погремушка и чем несложнее ее держать, тем продолжительнее ребенок будет заниматься ею.
— Тёмные и белые, и контрастные цвета больше завлекают внимание малыша.
— Пластиковым погремушкам малыши предпочитают мягкие, сделанные из ткани.
— Наиболее надёжная погремушка та, которая не причинит никакого вреда — не меньше 1,5-2 дюймов (до 5 см), без острых углов и выступающих деталей.

Лучшее положение для игры собственными ручками

Положение ребенка значительно влияет на развитие двигательных навыков рук. Горизонтальное положение мешает игре ручками, вертикальное — содействует ей. Лежа на ровной гладкой поверхности (к примеру, на полу), ребенок создаёт движения в свободном стиле — что-то вроде велосипеда, делаемого одновременно и ручками, и ножками; он может вытягивать конечности в различные стороны. Но в то время, когда кроха в этом возрасте лежит на спине, срабатывает еще действующий рефлекс отдыхающей шеи (при повороте головы в ту же сторону откидывается ручка, а кулачки остаются сжатыми). Значительно лучше, если вы подержите ребенка в полувертикальном положении у себя на коленях либо посадите в особое детское креслице. В таком положении его голова обращена вперед и он наблюдает прямо перед собой; наряду с этим кулачки разжимаются и он как бы для объятий тянет к вам руки. Так, полувертикальное положение поощряет ребенка начать игру в ручки либо заняться какой-то игрушкой, удерживая ее перед собой.

Понаблюдайте за малышом, в то время, когда он заинтересуется орнаментом на обоях либо пристально изучает ваше лицо. Сейчас он может делать это значительно продолжительнее и больше внимания уделяет деталям вместо того, дабы по ним взором.
Он лучше следит за вами глазами, в то время, когда вы проходите мимо, и наряду с этим, как радар, поворачивает голову. Если вы выходите из комнаты, он может начать плакать.
На данной стадии развития дети видят не только лучше, но и дальше. Бывши в состоянии сосредоточенного самообладания, ребенок может рассматривать потолок и вентилятор на нем, чёрные контрастные перила, тени на стенах, растения, находящиеся от него на расстоянии 15-20 футов (5-6 м). Наиболее привлекательными остаются чёрные контрастные предметы на ярком фоне.
Из дневника Марты: Мне удается привлечь интерес Мэтью, применяя черно-белый 6-гранный кубик размером около 2 дюймов, который я располагаю перед его глазами. Какое-то время он просто прикован к этим движущимся картинам и изучает каждую сторону по мере медленного вращения кубика. Думается кроме того, что он различает изображения на каждой грани. Время от времени, в случае если Мэтью начинает капризничать, я извлекаю кубик, и капризы прекращаются.

Беседа с 3-месячным младенцем

Как раз теперь-то и начинаются настоящие беседы. Данный период думается вам легче прошлых, потому, что на данный момент вы имеете возможность осознать своего малыша. Понаблюдайте за движениями его тела и мимикой, попытайтесь додуматься, о чем он думает, в то время, когда ведет себя тем либо иным образом. Понимая язык его телодвижений и мимики, вы сможете предвидеть, что за этим последует: планирует он начать плакать либо улыбнуться? Своевременным вмешательством в обстановку (Эй. (имя)!) вы сможете перевоплотить надвигающийся плач в улыбку. Ваше радостное лицо может вынудить малыша забыть, что он желал начать плакать.
Различные формы плача. Сейчас вам не только легче читать язык телодвижений малыша, но и обстоятельство его плача делается более доходчивой. Различный плач отражает разные потребности ребенка. Требовательный плач и покрасневшее от напряжения лицо — признак настоятельного жажды оказаться у вас на руках. При хнычущем плаче возможно ограничиться ответом с дальней дистанции, кроме того из другой комнаты. Обратите внимание на паузы, которыми перемежается плач малыша. Это он как бы информирует вам, что ожидает ответа, а не взяв его, продолжает подзывать вас.
Расширение словарного запаса. Ребенок начинает больше сказать — издаваемые им звуки становятся громче, протяжнее. Он начинает долго тащить гласные звуки (ааах, эээх, эээ, ооох). Вслушайтесь в это продолжительное гуление, воркование, кряхтение, сопение, повизгивания и вздохи. Думается, что кроха пробует, какие конкретно еще звуки возможно извлечь посредством своего рта и языка. Ребенка интересует, как звучно он может визжать, и особенно, как такие крики действуют на вас. И думается, он скоро начинает осознавать, что для того чтобы рода звуки создают на своих родителей шоковое впечатление. Все это не означает, что ему не нравятся и приятные звуки. Кроме того на данной ранней стадии развития ребенок старается приспособить к вашей звучание собственной речи. Если вы встретите режущий ухо крик вашего ребенка негромким шепотом, быть может, он умерит свою громкость.

Движения 3-месячного малыша

Положите младенца на мягкую подстилку на стол. Устройтесь так, дабы ваша голова была на том же уровне. Попытайтесь установить визуальный контакт и начинайте сказать. Ребенок может поднять головку на 45 градусов а также больше и продолжить данный разговор голова к голове. Сейчас его головка не опускается беспомощно вниз, как раньше; он может какое-то время удерживать ее в таком положении. Поворачивая голову из стороны в сторону, он начинает изучить окружающий мир.
Новая игра. Переверните ребенка на спину (большая часть детей в этом возрасте еще не смогут переворачиваться самостоятельно), держа его обеими руками, медлительно переводите в сидячее положение. Голова и туловище будут приподниматься в один момент, тогда как в прошлые недели движения головы отставали. В сидячем положении голова малыша не раскачивается, как прежде, а делается устойчивой. Само собой разумеется, если не помогать ему и не поддерживать голову, она быстро склонится, но ребенок может снова вернуть ее в контролируемое вертикальное положение.
Стойка и опора. Возьмите малыша под мышки и подержите в стоячем положении. Месяц назад его ножки сходу подгибались. Сейчас же они в течение нескольких мин. несут нагрузку всего тела и ваша поддержка нужна лишь для сохранения равновесия. А сейчас поставьте малыша к себе на руки, прислонив его к своей груди. Вы подмечаете, как посильнее стали его ножки?
Игра на полу. Началась игра вверх — вниз. Большая часть 3-месячных малышей больше всего обожают находиться у вас на руках, но им может понравиться лежать на полу и наслаждаться свободой движений. Ограничивающий рефлекс отдыхающей шеи неспешно начинает ослабевать, разрешая крохе вытягивать руки и ноги в различные стороны и делать движения наподобие велосипеда (время от времени это именуют хлопаньем крыльями). Естественно, что такие упражнения поощряются восхищенными зрителями сверху. Но лучше будет, если вы опуститесь рядом с малышом на пол и составите ему компанию.
Обстоятельство и следствие. В 3 месяца ребенок открывает для себя, что он может как-то влиять на окружающий мир. Я тяну подвешенную игрушку — она движется, Я трясу погремушку — она гремит. Так он открывает связь между следствием и причиной. Это открытие сохраняется в его развивающемся мозгу, и он начинает пользоваться им, дабы получать желаемый итог. К примеру, к этому времени кроха обучается сосать действеннее — так, дабы получать больше молока с меньшими затратами
Из дневника Марты: Я увидела, что Мэтью ловит мою грудь, делает пара сосательных движений, а после этого ожидает, пока сработает рефлекс извержения молока и оно потечет ему в рот полной струей. Лишь тогда он начинает деятельно сосать и глотать. Он осознал, что это самый легкий метод для начала кормления.

Рекомендуем почитать

Наверх