Одаренным ребенком можно считать того кто. Детская одаренность. Сколько всего одаренных детей

Ребенок  19.06.2023
Ребенок 

Наверное, каждый родитель считает, что его ребенок особенно талантлив и умен. Но почему-то в обществе больше приветствуется уравнительная точка зрения: педиатры, воспитатели и учителя, скорее всего, скажут вам, что все дети по-своему талантливы, и ваш ребенок ничем не отличается от обычных детей. Но мы-то знаем, что это не так. Что наш ребенок особенный. Что он уже в два года знал алфавит, а в три мог прочитать табличку «Выход». Вот только как это доказать?

Все же профессионалы в области педиатрии лукавят: не существует детей с совершенно одинаковым . И сравнительные таблицы одаренности существуют. Уровни одаренности могут сказать нам, насколько ребенок опережает по развитию своих ровесников, варьируются они от просто умного ребенка до .

Зачем нужно знать интеллектуальный уровень своего ребенка? Затем, чтобы помочь ему развить свой потенциал и создать дополнительные возможности для развития талантов.

1 уровень

Такие дети к 2 годам знакомы со многими понятиями: они различают и могут назвать цвета, перечисляют цифры до десяти в правильном порядке и могут сами собрать простую головоломку-паззл или картинку из кубиков.

Большинство из них к 3 годам обладает развитой речью, а в 4 года знает большинство букв, может написать печатными буквами некоторые буквы, цифры, свое имя.

К 6 годам эти дети могут и печатать на компьютере, а к 7 годам читать книги, разделенные на главы.

В обычном среднем школьном классе из 25 человек можно найти 6-8 детей этого уровня. Детей, которые на шаг опережают остальных сверстников, которые схватывают все на лету и как будто уже заранее знают то, что учитель объясняет остальному классу.

2 уровень

Эти сообразительные дети уже к 15 месяцам любят листать книжки с яркими картинками, не отрывая страниц, и внимательно слушать, когда им читают взрослые. У некоторых даже есть любимые сказки.

К 18 месяцам такие дети уже знают некоторые буквы алфавита, а к 20 месяцам – цвета.

К 6 годам они свободно читают и с удовольствием слушают, когда им читают книги для детей более старшего возраста.

В школьном классе можно найти 1-2 детей этого уровня. Обычно они настолько впереди остальных детей, что им трудно бывает завести друзей.

3 уровень

Такие дети с самого рождения активны и проявляют интерес к окружающему миру: рано начинают оглядывать комнату, реагировать на лица, звуки и речь.

К 6 месяцам такие дети хорошо понимают обращенную к ним речь: когда вы называете игрушку или знакомого им человека, ребенок начинает искать их взглядом.

Все то, что дети 2-го уровня делают к 15 месяцам, дети 3-го уровня начинают делать к 10-12 месяцам.

К 2 годам такие дети знают весь алфавит, помнят наизусть простые любимые книжки и могут складывать головоломки-паззлы из 35-50 элементов.

К 3 годам хорошо говорят, любят писать буквы, могут считать в обратном порядке и совершать простые математические действия на сложение и вычитание.

К 5 годам эти дети обычно неплохо читают, а к 6 годам многие умеют умножать и делить простые числа.

Большинство таких детей к 6 годам опережает сверстников на 2-4 года, находит школьное обучение слишком медленным и скучным и обычно имеет мало друзей среди ровесников.

Из 100 детей одного возраста обычно только 1 или 2 ребенка принадлежит к этому уровню.

4 уровень

Дети этого уровня уже в возрасте нескольких месяцев начинают проявлять интерес к книгам и любят, когда им читают вслух.

До двухлетнего возраста они опережают детей 3-го уровня на 2-5 месяцев.

К 2 годам они обладают довольно и большим словарным запасом.

Большинство начинает самостоятельно читать простые книжки в 3,5-4,5 года и может совершать базовые математические вычисления с простыми числами, а к 6 годам с удовольствием читают книги для подростков и взрослых, понимая большую часть из написанного.

К 7-8 годам опережают сверстников на 5-8 лет.

Из 500 детей одного возраста обычно только 1 ребенок соответствует этому уровню. Им трудно найти друзей среди ровесников, поэтому они любят находиться в одиночестве либо дружат с детьми старшего возраста.

5 уровень

Дети этого уровня проявляют одаренность практически в любых областях. Они все делают раньше и активней, чем остальные дети.

В возрасте 6-8 месяцев у них есть любимые телепередачи. К 10-14 месяцам они знают буквы и цифры (не могут произносить, но могут на них указать) и могут сортировать предметы по их геометрической форме.

В 16-24 месяца могут писать буквы, цифры, свое имя и отдельные простые слова или складывать их из других предметов (палочек, камешков и т.д.).

К 18 месяцам начинают проявлять музыкальные, драматические и артистические способности.

К 2 годам большинство таких детей говорит практически на взрослом уровне.

К 3 годам проявляют интерес к науке, принципам работы различных вещей, биологии и аспектам жизни и смерти. Начинают интересоваться энциклопедиями и словарями.

К 4 годам совершают базовые математические вычисления со сложными числами. Могут играть в настольные игры, предназначенные для детей 12 лет, любят решать задачи и головоломки.

К 8-10 годам могут окончить курс десятилетней школы.

Частота соответствия этому уровню примерно 1 на миллион, и в обычной школе такому ребенку делать нечего.

Нужно ли «лишать ребенка детства»?

Родители, имеющие нескольких детей, скорее всего замечали, что у каждого ребенка есть свои, присущие только ему, интересы и таланты, даже если воспитывать и развивать всех детей одинаково. Это происходит потому, что способности ребенка большей частью являются врожденными – мы можем только распознать их и помочь им развиться. Как только вы выявляете , ваша задача – помочь ему развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности: искусство, науку, математику и т.д.

Игнорировать способности малыша, искусственно «продлевать ему детство» - значит лишать его того, что он умеет и любит делать, то есть учиться и познавать все новое. Мозг ребенка развивается быстрее, когда к нему поступает какая-либо новая информация. Без тренировки же способны зачахнуть даже самые выдающиеся таланты. Психологи считают, что гениев и талантливых людей среди нас намного больше, чем считается. Может, ваш ребенок – один из них?

Как распознать, является ли ваш ребенок одаренным и обладает ли он нестандартным мышлением? Этот вопрос мучает не только родителей школьников, исправно получающих хорошие отметки. Ученые считают, что академическая успеваемость отнюдь не является мерилом одаренности. Доктор Венди Хирш Вайнер долгие годы работала с семьями, дети в которых обладают исключительными способностями. Эксперт пришла к выводу, что у некоторых из них имеется "врожденный талант к познанию, который выходит далеко за рамки возможностей их сверстников".

Одаренные дети отлично решают проблемы

Одним из основных признаков одаренности является способность блестяще справляться со сложными проблемами. Некоторые родители ошибочно полагают, что возможность запоминать большие объемы текста или знание формул назубок может указывать на гениальность ребенка. Однако заставить зубрить можно любого более менее усидчивого малыша. А вот справляться со сложнейшими задачами могут далеко не все дети. В этом помогает нестандартное мышление и способность видеть несколько путей решения.

Они чувствительны

Если вы заметили, что ваш ребенок обладает гиперчувствительностью, он не переносит громких звуков и неуютно чувствует себя в толпе, это может быть признаком одаренности. Наш сегодняшний эксперт утверждает, что талантливые дети чаще всего могут быть замкнутыми и крайне застенчивыми. Иногда они не могут сразу ответить на вопрос, так как их мозг активно занят обработкой информации. Даже решая контрольную работу по математике, они берут больше времени на раздумья. На переменах они чаще всего сидят в классе и сторонятся шумных игр одноклассников.

Им трудно заводить друзей

Если вашему ребенку трудно заводить друзей или он страдает оттого, что не пользуется особой популярностью в классе, это может быть признаком гениальности. Повышенная чувствительность одаренных детей усложняет возможность подружиться. Кроме этого, в вашем ребенке могут быть другие черты, затрудняющим возможность подружиться. Например, утонченное чувство юмора этих детей становится непонятным для сверстников.

Им сложно вести разговор с другими детьми

Когда ваш ребенок пропускает участие в пустой болтовне, которая характерна для других детей его возраста, а интересуется более серьезными темами, это также может быть признаком одаренности. Доктор Вайнер утверждает, что гениальным детям трудно участвовать в диалогах со сверстниками, так как их мозг не заточен под короткие односложные реплики. Они не стремятся пойти на дискотеку, чтобы продемонстрировать обновку и рассказать, как им неприятны дети из параллельного класса. Вместо этого одаренные дети заведут разговор о политике или о причинах вымирания динозавров.

Они жалуются на скуку

Гениальному ребенку тесно в рамках стандартной школьной программы. Обратите внимание на жалобы сына или дочери по поводу скуки на уроках. Для усвоения школьного материала им требуется гораздо меньше времени, поэтому повторение пройденного для них видится настоящей каторгой. Вот почему ваш ребенок так часто смотрит в окно или ищет бесконечные способы, чтобы развлечь себя.

Они занимаются творчеством

Лепка и живопись являются хорошим способом найти ответы на существующие вопросы. Если ваш ребенок всегда придумывает новые креативные идеи, это означает, что он обладает подвижным интеллектом, который в полной мере раскрывается в творческих процессах. Кроме того, гениальные дети находятся в постоянном поиске новых вопросов и ответов.

Их нельзя мотивировать оценками

Парадокс заключается в том, что одаренные дети не всегда будут являться самыми лучшими учениками в классе. Мы знаем, что они ищут несколько способов решения задачи и размышляют дольше других. Но требования учителей предельно просты: делайте, как я требую. Любые альтернативные варианты рассматриваются педагогами как попытка подорвать их авторитет. В этом нет никакой трагедии, так как одаренного ребенка сложно мотивировать пятерками, похвальными грамотами или золотой медалью. Эти дети в большей степени заинтересованы своей исследовательской деятельностью и стремлением открывать для себя новые знания.

Они хотят глубоко вникать в вопросы

Но если какой-то вопрос важен для вашего ребенка, будьте уверены, что он обложится энциклопедиями, но найдет развернутый ответ. Одаренные дети стремятся исследовать проблемы намного глубже, чем дети, которые привыкли заучивать материал. Если они испытывают определенный интерес теме урока, они всегда имеют дополнительные вопросы к учителям.

У них есть опасения

Так как одаренные дети склонны представлять развитие событий по нескольким сценариям, они часто борются с тревожным расстройством, депрессией и страхом. Например, из-за опасений попасть под машину, они могут игнорировать велосипедные прогулки.

Они видят общую картину

Если вы заметили, что ваш ребенок имеет проблемы с запоминанием конкретных фактов, не спешите впадать в уныние. Вероятно, ваше чадо видит ситуацию в перспективе. Одаренные дети имеют понимание абстрактных понятий, а вот конкретная форма не так важна для них.

Они не подходят для конкретных требований

Гениальные дети плохо чувствуют себя в рамках стандартной школьной программы, а также инструкций и требований, предъявляемых учителями. Они стремятся все сделать по-своему, и поэтому часто критикуются или даже высмеиваются педагогами.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений у детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Так что же такое одаренность - это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одаренный ребенок, какой он?

О. А. Легчакова.

Дошкольный возраст - яркая, непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Воспитывая детей, мы закладываем в них определенные знания. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений у детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Так что же такое одаренность - это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических).
О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. Было написано много работ, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа "Одаренные дети", в рамках которой разработана "Рабочая концепция одаренности". И, тем не менее, каждая семья, в которой есть одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и теми проблемами, которые стоят за ним.
Одаренность по-прежнему остается загадкой. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Ведь именно на этих детей будет опираться наука. Однако существуют проблемы диагностики и развития талантливых детей на всех этапах обучения. Интерес к одарённости в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности
нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Есть мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков и это может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать для этого обстановку. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего воспитателя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задания и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности, в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников.
Дополнительной проблемой становится так называемая "диссинхрония развития", свойственная многим одаренным детям.

Одаренность в психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферы ребенка. Многочасовые занятия и тренировки, дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Хорошо известен и другой вариант: характеристикой интеллектуально одаренных детей слишком часто может служить задержка в развитии психомоторных навыков, т.е. мышечная зажатость, неуклюжесть, неловкость и недостаточно быстрая двигательная реакция. Не бывает одинаковых детей. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка. Любознательность, образно говоря, - следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер. И задача воспитателя и родителей, состоит в том, что бы любопытство переросло в любознательность. Ведь любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. Конечно, кроме эмоций есть еще такая форма психического отражения, как воля. Нет необходимости говорить о ее важности и значимости с точки зрения развития детской одаренности. Обратимся сразу к ее механике. Воля наиболее отчетливо обнаруживает ту потребность, которая устойчиво доминирует. Воля и сама представляет собой специфическую потребность - потребность преодоления. Итак, задача воспитателя, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в познавательную потребность. Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность. Одаренным детям в большей степени, чем их "нормальным" сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства - искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Есть также дети с высоким уровнем развития логического мышления.
Но помогает ли в творчестве умение мыслить логически и одаренность ли это? Единого ответа на этот вопрос пока нет. И, тем не менее, творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают. А ведь способность решать дивергентные задачи - важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства. Собственно, таковы практически все важные задачи, решаемые человеком в жизни: какую избрать профессию, где жить, как общаться с окружающими, с кем создавать семью, как отдыхать? Но при традиционном, в особенности для отечественного образования, подходе, задачи дивергентного типа - большая редкость в обучении. Практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу конвергентных, то есть условия задачи предполагают существование лишь одного, единственно верного ответа, который может быть вычислен путем строгих, логичных рассуждений на основе использования усвоенных правил и алгоритмов. Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность ребенка. Большинство взрослых людей, не говоря уже о детях, испытывает дискомфорт в ситуациях, когда необходим выбор, когда требуется самостоятельность в принятии решений. И я считаю, что стремление использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность, все то, что раздражает обыкновенных людей, и есть одна из главных черт творца. Многие дети отличаются и оригинальностью мышления, а ведь способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, конструировании и других продуктах детской деятельности. Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных особенностей мышления творчески одаренного человека. Но при этом наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи возможен и другой способ творчества - разрабатывать существующие. Если первый способ особенно ценится в творчестве научном и техническом, то второй - в художественном.
Оригинальность творческого человека естественна, она не похожа на нарочитое желание выделиться. Порой она вызывает удивление или насмешки. А вот
гибкость мышления, то есть способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи. Это явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности - инертность, ригидность мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.
Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т. п.), однако полностью им не определяется. Связь между ними имеет очень сложный характер. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но напротив, выступает как сдерживающий фактор.
Само по себе количество информации еще не является гарантией способности к комбинированию и созданию на этой основе новых идей и стратегий. Ведь решающим фактором, содействующим развитию этой интеллектуальной характеристики, выступает не сам опыт, а методы его усвоения. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой - необходимой предпосылкой творчества. Большое количество идей характерно для одарённого человека как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном случае не просто ассоциативное объединение нескольких первичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть содержательно оправдано, а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом сами возникающие такого рода идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов и решений. Мне кажется, что легкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление стереотипов, которые приобретаются в процессе усвоения знаний, умений, навыков. Ребенок относительно свободен от этого в силу ограниченности своего опыта, и если мы ставим задачу развития способности легко генерировать идеи не только у одаренных, которым данное качество присуще в большей степени, но у всех детей, то следует подумать не только о методах усвоения знаний.
Большинство из одаренных детей может легко ассоциировать. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, событиями, далекими по содержанию.
Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его "нормальные" сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи в силу наличия данной и выше описанных способностей могут быть нетрадиционными и непривычными, что, как известно, и составляет основу творчества.
Но говоря о творчески одаренных детях или о творческой одаренности нужно учитывать, то, что
в настоящее время продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Другие отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Только дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у воспитателей и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент. Очень часто эти дети невнимательны. А ведь для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям. Данное качество трудно оценить иначе как положительное, но именно оно часто становится причиной трудностей, возникающих у одаренного ребенка в условиях массового обучения. Большая часть воспитателей ориентируется на условно "нормального", обычного ребенка, который, как известно всем, и педагогам в первую очередь, имеет в этом смысле весьма скромные возможности. Обычный ребенок старшего дошкольного возраста обладает довольно "низким порогом отключения", что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом, в неустойчивости внимания. Практически прямо противоположные качества демонстрируют в этом плане одаренные дети: ребенок часто поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься своим делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано.

Ну а вот говоря о художественной одаренности, а
этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Эти дети уделяют много времени и энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в понимании со стороны взрослых и сверстников.

Существует так же определение лидерской одаренности, где можно выделить общие черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Воспитателю нужно развивать у детей хорошую память. Что бы дети были увлечены своим делом, были энергичны. Научить их демонстрировать ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, воспитать индивидуализм. Научить контролировать себя. Помочь детям извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Степанов С.С.. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.
2.«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.
3.Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999.
4.Клименко В.В. «Психологические тесты таланта». Харьков 1996.
5.Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.
6.Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 1961,
Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.
7.Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.
8.«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
9.«Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.
11.Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
12.Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.

В современной системе образования особое место занимает к ребенку. Сегодня недостаточно просто передать стандартный объем знаний подрастающему поколению. Важно способствовать становлению гармоничной личности ребенка. Для реализации такой задачи требуется внимательно исследовать желания и возможности, способности каждого малыша. В связи с развитием таких тенденций в мировом обществе, появилось и повышенное внимание психологов, педагогов к вопросу одаренности детей. Если еще буквально несколько лет назад данное понятие обозначало, что человек обладает какими-либо сверхспособностями, то сегодня оно формулируется иначе.

В нашей статье мы выясним, каким образом проявляются способности одаренных детей, какими методами диагностики возможно их выявить и какие существуют особенности педагогической работы с такими малышами.

История возникновения понятия «одаренность»

Несмотря на то что на сегодняшний день одаренный ребенок — это востребованная и перспективная личность, еще совсем недавно выявлением и развитием способностей у детей не занимались ни психологи, ни ученые.

История возникновения понятия «одаренность» (характеризующая взрослого человека) насчитывает несколько столетий. Так, еще в древние времена люди, отличающиеся какими-либо способностями, нестандартными умениями, обладающие высоким уровнем интеллектуальных возможностей, выделялись из общей масса: их выбирали вождями племени, они становились шаманами или целителями.

Такие термины, как «гений» и «талант», зародились во времена античного мира. Известно, что указанная эпоха прославилась большим количеством выдающихся творческих людей, мыслителей. Исследуя труды разных авторов этого периода, можно выделить такую главную мысль, что гениальность и талант — это не что иное, как дар богов. Отсюда и появился термин «гений», который с латинского языка переводится, как «дух». Античные мыслители считали, что люди с нестандартными способностями в какой-либо отрасли были присланы богами для того, чтобы усовершенствовать существующий мир. Такая мысль описана в трактатах Г. Гегеля, И. Канта и других.

Кто же такой «гений» в понимании античных мыслителей? Это скорее мифологическая фигура, которая представлялась людям того времени бессмертным полубогом в человеческом облике. В первую очередь к гениям относили поэтов и художников и только позже к талантливым людям стали причислять выдающихся исследователей и общественных деятелей.

Лишь в середине XIX века ученым (двоюродным братом Ч. Дарвина) была выдвинута теория о «земном» происхождении одаренности человека. В своей книге «Наследственность таланта: ее законы и последствия» исследователь утверждает, что одаренность передается по наследству. Такие выводы ученый получил экспериментальным путем, проанализировав родословную историю 300 семей.

Но в это же время появляются и другие взгляды на происхождение таланта. А именно, исследователи предположили, что одаренный ребенок - это не дар природы или божественных сил. Авторы идеи «чистого листа» («табулы расы») утверждают, что дети рождаются без наследственных способностей, какой-либо предрасположенности к неординарной мыслительной деятельности. А на формирование гениальности влияют социальная среда и воспитание. Такие взгляды имеют место и в современном обществе. И в них есть определенная доля правды - действительно, окружающая среда оказывает большое влияние на развитие способностей детей, но исключать природные задатки человека, генетическую предрасположенность никак нельзя.

Одаренность интеллектуальная

С развитием медицинской и психологической науки значительно расширились возможности анализа и исследования факторов, которые определяют понятие одаренности. В этот период наиболее важным критерием оценки способностей стал так называемые уровень интеллекта (IQ). Такими учеными, как А. Бине, В. Штерн, Г. Мюллер, Г. Вйзенк, Д. Хебб, были разработаны специальные тесты для определения указанной характеристики. Но такой подход был подвержен критике.

Противниками данной теории приводились доводы о том, что даже люди с невысоким уровнем умственного развития могут быть одаренными. Известны примеры, когда дети с врожденными генетическими заболеваниями обладали неординарными способностями в таких сферах, как, например, художественное, музыкальное, декоративно-прикладное искусство и другие.

в России в начале XX века

Данный период характеризуется повышением интереса к проблеме одаренности детей. Многие ученые, психологи и педагоги пытаются дать наиболее точную формулировку такого явления. Также разрабатываются различные методики диагностики способностей детей. Так, была составлена система Г.И. Россолимо, которая предполагала измерение таких качеств личности, как:

  • воля;
  • внимание;
  • ассоциативность;
  • запоминание.

Таким образом, как доказано экспериментальным путем, одаренный ребенок — это не только тот, который имеет высокий уровень интеллекта. Способные дети отличаются волевыми качествами, стойкостью внимания и памяти,

В этот период впервые была сформулирована и научно доказана мысль о том, что одаренность ребенка развивается на основе врожденных генетических задатков в процессе социальной, образовательной и воспитательной деятельности.

Большой вклад в психологию одаренности внесли Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, А.Г. Петровский и другие.

Также отметим, что в начале XIX века, помимо исключительно ученого интереса, к проблеме одаренности присоединяется и социальная потребность в разработке, исследовании данного явления. Современное общество нуждается в талантливых людях: инновационные идеи, научные открытия, высокие достижения в какой-либо области знаний способствуют развитию каждого индивидуума и страны в целом.

Понятие одаренности

На сегодняшний день не существует единой конкретной формулировки такого понятия, как «одаренность». Каждый исследователь находит свой подход к данной проблеме. Тем не менее, если проанализировать психолого-педагогическую литературу, можно определить «одаренность» как качество психики человека, развивающееся в течение всей жизни и влияющее на способность индивидуума достигать результатов, которые отличаются от стандартных. Также психологи отмечают, что такое явление — это результат взаимодействия врожденных данных человека, окружающего его социума и психологических механизмов саморазвития.

Почему психологи пришли к выводу о том, что именно в детском возрасте следует особое внимание уделять диагностике и развитию способностей? Дело в том, что именно в период взросления происходит формирование различных индивидуальных психологических качеств. Воспитание одаренных детей — важная составляющая последующего развития способностей. Поэтому педагогам следует уделить особое внимание таким ученикам. Детский возраст характеризуется повышенной активностью различных психических процессов, становлением личности. Такая почва является благодатной для развития врожденных задатков малыша.

Кто же такой одаренный ребенок? Это вопрос, на который нет однозначного ответа. Так, на сегодняшний день существуют такие прямо противоположные мнения, как:

  • одаренных дети — это редкость, нестандартные способности развиваются в процессе образования;
  • все дети рождаются одаренными, дальнейшее проявление их способностей зависит от условий социума.

Так или иначе, одаренный ребенок — это индивидуум, который проявляет какие-либо способности выше среднего установленного уровня. Как должны проявляться эти самые способности — в одной какой-либо области знаний или в нескольких, как их диагностировать в раннем возрасте, что является «стандартом», а что «неординарностью» — на все эти вопросы продолжают искать ответы психологи во всем мире.

Тем не менее, определенное структурирование, систематизация полученных данных от различных наблюдений, исследований, экспериментов отмечены в специальной литературе. Мы поделимся данной информацией ниже.

Характерные признаки одаренности

Какие же качества личности могут свидетельствовать о наличии у ребенка неординарных способностей?

Принято различать два аспекта поведения ребенка:

  1. Инструментальный — то, как малыш выполняет какое-либо действие.
  2. Мотивационный — определяет отношение ребенка к деятельности.

В свою очередь, данные аспекты поведения могут быть проанализированы по следующим критериям. Так, инструментальный характеризуется:

  • быстрым (что называется «не по возрасту») овладением какой-либо деятельностью, успешной ее реализацией;
  • изобретением новых путей решения сложившейся проблемной ситуации;
  • формированием креативных идей, открытий (новаторство).

Также талантливый ребенок часто создает собственный стиль выполнения какой-либо деятельности, владеет навыками структурирования, обобщения, анализа, а также отличается особым типом обучаемости. Поэтому работа с одаренными детьми на уроке требует индивидуально-личностного подхода.

Мотивационный аспект проявляется в следующем:

  • у ребенка отмечается повышенный интерес к каким-либо видам деятельности;
  • малыш отличается познавательной активностью, склонностью к исследованию, анализу явлений;
  • стремление к самосовершенствованию, неприятие готовых стандартных ответов на поставленную задачу;
  • повышенная избирательность (например, к предметам художественного искусства, музыки и другое).

Нередко одаренные дети дошкольного возраста выявляются педагогом именно по мотивационным признакам — такие малыши отличаются высоким стремлением к познанию окружающего мира, готовы к экспериментированию, поиску нестандартных путей решения проблемной ситуации.

Но заметив в поведении ребенка описанные признаки, можно лишь предположить наличие определенных способностей и склонностей.

Виды одаренности

Опираясь на данные наблюдений за детьми, обладающими определенными способностями, исследователи пришли к выводу, что классифицировать одаренность возможно по следующим критериям:

  • виду деятельности, в которой ребенок преуспевает;
  • форме внешнего проявления способностей;
  • степени сформированности;
  • широте проявления в разных видах деятельности ребенка;
  • по возрастным особенностям.

По критерию «вид деятельности» классификация одаренности осуществляется на основе известных пяти видов деятельности: теоретической, практической, коммуникативной, духовно-ценностной и художественно-эстетической; и трех психических сфер: эмоциональной, волевой, интеллектуальной. Часто одаренные дети в саду обладают способностями в определенной сфере деятельности: пении, рисовании, конструировании и др.

По форме внешнего проявления талантливые и одаренные дети могут обладать явными и скрытыми неординарными способностями. Если в первом случае результаты деятельности малыша наглядно указывают на его гениальность, то диагностировать воспитанника со скрытой формой таланта — задача психологов, педагогов и родителей ребенка. Нередко такие остаются незамеченными, что приводит к тому, что талантливый от рождения человек попросту не использует свой потенциал в течение жизни.

По степени сформированности различают одаренность:

  1. Актуальную, которая характеризуется наглядными результатами деятельности талантливого ребенка. Работа учителя с одаренными детьми, которые демонстрируют свой талан, заключается в том, чтобы дальше развивать способности, помогать преодолевать препятствия на пути к результату, мотивировать к деятельности.
  2. О потенциальной говорят тогда, когда у малыша имеются природные задатки и способности, которые на данный момент остаются непроявленными. В диагностике такого вида способностей у ребенка должны принимать участие не только педагоги, но и родители одаренных детей, ведь именно близкие родственники имеют возможность наблюдать за поведением малыша длительное время, выявлять закономерности.

По широте проявления выделяют:

  1. Общую одаренность, которая характеризуется тем, что ребенок проявляет нестандартные способности в разных видах деятельности и областях знаний. Именно о таких людях говорят: «Талантливый человек — талантлив во всем».
  2. Специальная одаренность проявляется только в узкой сфере, например, в музыке или рисовании.

По возрастным особенностям одаренность классифицируют на следующие виды:

  • раннюю;
  • позднюю.

Так, нередко педагогами выявляются одаренные дети в детском саду. Таких малышей называют вундеркиндами («чудесными детьми»). Буквально несколько лет назад в психологии появился такой термин, как «интеллектуальный вундеркинд». Это обозначение дается детям, которые не по годам развиты в умственной сфере, например, в двух - трехлетнем возрасте осваивают работу электронных гаджетов, компьютеров, бытовой техники. С развитием технологий и внедрением информационно-компьютерных технологий в процесс образования таких малышей становится все больше, не исключено, что вскоре описанные знания и умения будут считаться нормой развития.

Методы диагностики одаренности

Несмотря на то что психологами разработаны различные опросники и тесты, основными методами диагностики одаренности являются наблюдение и естественный эксперимент. Большой вклад в науку по данной проблеме внес А.Ф. Лазурский. Он предложил наблюдать за ребенком в течение длительного времени (нескольких лет). Такое изучение личности малыша, проявившего определенные способности, может проводиться непрерывно (каждый день), а может — эпизодически.

Еще одним способом отслеживания предрасположенности ребенка к каким-либо способностям является биографический метод. Чаще всего на практике он проводится в виде опросника.

Таким образом, для того чтобы обнаружить в группе детей одаренную личность, потребуется целый комплекс диагностических мер, в том числе:

  • наблюдение за поведением ребенка в условиях учебного учреждения, дома, на дополнительных занятиях и досуге;
  • профессиональное оценивание результатов деятельности малыша;
  • проведение различных психодиагностических мероприятий (опросов, тестов, экспериментальной работы и других);
  • организация интеллектуальных, физических и творческих соревнований.

Проблемы одаренных детей

К сожалению, психологами было отмечено, что одаренный ребенок нередко сталкивается с целым рядом специфических проблем. Опишем самые распространенные из них.

  • Отсутствие интереса к обучению в общеобразовательной школе.
  • Нередко за смелость суждений, находчивость, активность, оригинальность такие дети порицаются, так как обычно учителями и воспитателями ценятся такие качества малышей, как послушание, четкое выполнение правил.
  • На одаренного ребенка взрослые родители и педагоги порой возлагают слишком большие надежды. Малыш, стараясь не огорчить взрослых, нередко выполняет поставленные задачи, хотя на самом деле ему бы хотелось проявить себя иначе.
  • Часто такие дети становятся изгоями в кругу сверстников.
  • Обычно способные дети выбирают друзей старше себя, но в такой ситуации малыши не могут реализовать свои возможности в полной мере за счет значительных отличий в физическом развитии.

Таким образом, работа с одаренными детьми в ДОУ и школе требует знаний психологии, индивидуального подхода, внимания и отзывчивости.

Особенности педагогической работы с одаренными детьми

Безусловно, существуют особенности работы с В обществе бытует мнение, что такие малыши не нуждаются в руководстве и контроле взрослого. На самом деле все совсем наоборот. Дети, обладающие талантом, нуждаются в постоянной помощи старших наставников. Так, одаренные дети в детском саду еще вовсе не понимают своего «статуса», который присвоили им взрослые. Только под непосредственным руководством педагога можно развивать, раскрывать новые горизонты таланта дошкольника. Помимо индивидуальной работы с такими детьми в стенах ДОУ, деятельность по развитию способностей одаренных малышей дошкольного возраста проводится в различных центрах раннего развития.

Работа с одаренными детьми в классе состоит в том, чтобы найти правильный подход к ученику, стать старшим товарищем, помощником в реализации задуманных проектов.

Особенности работы с одаренными детьми заключаются также в том, чтобы продолжить развивать их способности в рамках дополнительного образования. Так, указанная система на сегодняшний день стала не вспомогательным методом воспитания школьников, а полноценным самостоятельным направлением, занимающимся выявлением и развитием способностей детей.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие стратегии обучения одаренных детей:

  1. Углубление знаний.
  2. Изучение учебного материала ускоренными темпами.
  3. Создание проблемных ситуаций для самостоятельного решения их детьми.
  4. Обогащение материала.

Государственная поддержка одаренных детей

Государство заинтересовано в воспитании одаренных талантливых детей. Поэтому с учетом психолого-педагогических особенностей работы с одаренными детьми была разработана целевая программа РФ «Дети России». В ее содержание входит подпрограмма «Одаренные дети», целью которой является создание условий для выявления и развития талантливых детей на государственном уровне. В рамках данной подпрограммы проводятся следующие мероприятия:

  1. Всероссийские олимпиады по отдельным учебным предметам.
  2. Олимпиады, конкурсы, соревнования в рамках дополнительного образования.
  3. Творческие смены в оздоровительных лагерях, летние школы для талантливых детей.

Одаренные дети страны

С гордостью можно отметить, что Россия богата талантами. Дети защищают честь страны на музыкальных и художественных международных конкурсах, участвуют в спортивных соревнованиях мирового масштаба, выступают на симпозиумах и научных конференциях.

В рамках государственной программы был реализован проект создания энциклопедии «Одаренные дети России». В эту книгу занесены имена ребят, которые отличились в определенной сфере деятельности. Кроме того, отмечены и образовательные учреждения, которые создали наиболее благоприятные условия для развития способностей учащихся. Также занесены в книгу «Одаренные дети России» имена заслуженных учителей и даже меценатов.

Таким образом, выявление и развитие одаренных детей — важная задача мировой общественности. Ведь в руках талантливых, креативных, способных к гибкому нестандартному мышлению людей находится будущее развитие цивилизованного современного общества.

20 ноября во всем мире отмечается Всемирный день ребенка. Почти полвека тому назад Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести празднование Всемирного дня ребенка как дня мирового братства и взаимопонимания детей.

Сегодня вопросам раннего развития и воспитания детей уделяется много внимания. Психологи считают, что потенциально одаренным может быть каждый здоровый ребенок. При благоприятных условиях, которые создаются для него в школе и дома, потенциальные таланты развиваются в реальные.

Существует множество методик, которые развивают у ребенка интеллект, память и творческие способности. Все они нацелены на максимальное раскрытие возможностей ребенка.

В пользу раннего развития говорит тот факт, что в первые годы жизни клетки мозга быстро развиваются, и закладывается база для дальнейшего роста способностей и качеств человека. Поэтому так важно заниматься с ребенком речью, помогать ему в умственном развитии.

Нельзя упускать из виду психические и духовные качества. Если ребенка постоянно ругать, он научится осуждать, если его хвалить - оценивать, если оскорблять - быть виноватым. А вот дружеская атмосфера и одобрение подарит ребенку ощущение собственной важности и нужности, поможет ему понять, как находить и дарить любовь.

Игры

Воспитание маленького гения надо начинать с игры. Исследования на крысах показали, что активная игровая среда увеличивает объем мозга на 25%. То же самое происходит и с человеком. Красивые, развивающие воображение игрушки действуют на ребенка так же. Крайне важно обеспечить ему свободный доступ к ним и возможность выбирать.

Оптимальный набор игрушек для будущего гения включает в себя краски, пластилин, цветную бумагу, конструкторы, мячи, спортивный уголок (шведская стенка, качели, батут), ролевые наборы (кукольные домики для девочек, мастерские для мальчиков), простые музыкальные инструменты, мягкие игрушки. Последних не должно быть слишком много, во всем стоит знать меру.

Играм ребенка тоже надо учить. Важно, чтобы родители сами играли с детьми по несколько минут в день. Для этого стоит разграничить детскую комнату на зоны: игровую, спортивную и сенсорную. В ней должны быть вещи разной фактуры, размера и запахов.

Музыка вместо иностранных языков

Считается, что обучать ребенка иностранным языкам надо как можно раньше. Это не совсем так. Психологи уверяют, что оптимальный возраст для изучения иностранного наступает только после того, как ребенок уверенно заговорит на родном языке, то есть в 5-7 лет. Доказано, что ребенок, с которым родители говорят на двух языках, начинает позже говорить. Это происходит из-за того, что мозг малыша перегружается.

Поскольку ребенок не всегда может разобраться со словами и предложениями, некоторые психологи уверяют, что лучше всего начинать изучение иностранного языка с 14 лет. Однако тут есть и одна маленькая хитрость: в небольшом возрасте можно заложить базу для дальнейшего обучения. Для этого достаточно выучить с малышом один детский стишок. Тогда в 14 лет на его основу ляжет вся остальная языковая система.

Еще один миф теории раннего развития - показывать ребенку карточки для того, чтобы он больше запоминал. На самом деле куда правильнее будет просто поиграть с малышом в прятки. Как вариант, можно изучать с ребенком несложные карточки с уже знакомыми словами. На ней стоит написать описание предмета. В результате у малыша пополнится словарный запас, и он быстрее освоит письмо. Цифры поможет выучить игра в лото.

Классическая музыка, например, произведения Моцарта, активизирует мозговую деятельность. Однако здесь тоже есть свои нюансы. Во-первых, не стоит эксплуатировать постоянно одну и ту же мелодию и музыкальные инструменты. Во-вторых, если у родителей нет слуха, лучше ребенку не петь. Развитию его музыкальных талантов это не поможет.

Главное - здоровье

Важно заниматься спортом с ребенком дома и на улице. Вообще, он должен много двигаться. Это намного важнее, чем изучение иностранных языков. Именно поэтому детские психологи говорят о необходимости наличия в доме шведской стенки. Поднимаясь по лестнице, ребенок становится увереннее. Так в нем формируются лидерские качества.

Не стоит сильно ограничивать ребенка в просмотре телевизора и времяпрепровождении у компьютера. Куда более правильно будет грамотно распределять время, и вовремя давать ребенку отдых. Также необходимо позаботиться о нормальном освещении рабочего места и правильной осанке.

Вообще, воспитывая маленького гения, уж лучше переборщить с методиками раннего воспитания, чем не заниматься ребенком вообще. Между тем, если стоит выбор между занятием, например, музыкой и прогулкой, выбирать надо второе. Все-таки здоровье важнее.

Методики раннего развития

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика - это часть антропософского учения, которое создал австрийский ученый Рудольф Штайнер в начале XX века. У этой методики больше оппонентов, чем последователей. Например, представители русской православной церкви довольно резко высказывались по поводу этой системы образования.

Вальдорфская методика не приемлет раннее интеллектуальное развитие. Например, обучение ребенка чтению и письму начинают не раньше десяти - двенадцати лет, когда у ребенка уже развит духовный и эмоциональный мир. Противопоказанными считаются телевизор и компьютер, поскольку они могут спровоцировать стресс или донести ненужную информацию.

В вальдорфской педагогике акцент делается на развитие эмоционального состояния ребёнка, его творческих способностей. Основными занятиями по Вальдорфской методике считаются керамика, вышивание, музыка, театрализованные представления, драматические и кукольные спектакли. Предпочтение отдаётся самодельным игрушкам из натуральных природных материалов (дерева, шерсти, глины).

Методика Фребеля

Фридрих Фребель - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов. Фребель полагал, что дети самовыражаются и учатся в играх. Для своего детского сада он разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок, например, кубики или мячи. Также в детском саду Фребеля дети пели песни, играли в различные игры или слушали истории воспитателей.

Фридрих Фребель предложил использовать складывание из бумаги как метод для объяснения детям простых правил геометрии. Он советовал детям заниматься оригами, чтобы сначала понять геометрию с помощью пальцев, а затем - умом. Кроме того, педагог известен как автор головоломки - так называемых "блоков Фребеля". Блоки представляют собой куб и складываются в кубическую деревянную коробку.

Методика Монтессори

Мария Монтессори - известный итальянский педагог. Сначала ее метод использовали для воспитания и образования детей, отстающих в развитии по разным причинам. Но после того как результаты работы с такими детьми оказались успешными, она решила перенести свой метод на здоровых детей.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок умен и талантлив от природы. Взрослые должны помочь ему раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно познавать мир. Для этого необходимо создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме.

Педагогическая система Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре внимания - ребенок. В "погружающей" среде он улучшает свое физическое состояние, учится двигаться, ощущать окружающий его мир, получает знания на собственном опыте. Задача учителя - наблюдать за ребенком и создавать среду, в которой ребенок может всесторонне развиваться. Принцип педагогики Монтессори: "Помоги мне это сделать самому".

По методике Монтесссори развитие идет в 5 областях: область чувств (развитие органов чувств), навыки практической жизни, математика, родной язык, космическое воспитание. Космическое воспитание - это термин Монтессори, куда входят основы географии, биологии, физики, химии. Существуют пособия Монтессори, например, широко известные "рамки и вкладыши". Это набор рамок-пластин, в каждой из которых вырезаны отверстия, закрывающиеся крышкой-вкладышем такой же формы и размера.

Методика Глена Домана

Глен Доман - американский педиатр, основатель филадельфийского института "Better Baby Institute" (BBI), автор уникальной методики развития умственных способностей детей самого раннего возраста. К началу 1960-х гг. благодаря своей знаменитой работе с умственно отсталыми детьми он организовал исследования по совершенствованию умственного роста нормальных детей. Основа его методики - развитие зрительных и физических способностей с рождения.

Доман считает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но интенсивнее всего это происходит именно в первые три года жизни. Исходя из этого, свою систему он разработал для малышей от 2 до 4 лет. В этот период ребенка можно обучить очень многому - от иностранного языка до высшей математики.

Цель методики Домана, по его собственным словам, - "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей".

Глен Доман отдает предпочтение зрительному опыту как способу познания мира. Он рекомендует с первых дней жизни показывать детям серии карточек из разных областей жизни, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных и т.д.

У этой методики много противников. Их аргументы таковы: методика очень трудоемка и практически невыполнима. Ребенок не участвует в самом процессе обучения. Он лишь воспринимает информацию, а его творческие и исследовательские возможности не развиваются.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан - бельгийская актриса. С 1981 г. она переехала в США, где преподавала актерское мастерство. В этот же период, когда она была молодой матерью, она познакомилась с методикой Домана. Сесиль Лупан использовала ее при воспитании двух своих дочерях. Однако она немного переделала эту методику, внеся туда определенные коррективы.

Измененная методика Сесиль Лупан отличается от методики Глена Домана тем, что последний наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир. Сесиль Лупан, наоборот, наблюдает только своих детей и пытается понять, что именно им нужно, и дает им это в тот момент, когда им этого хочется.

Сесиль Лупан более индивидуально подбирает методы обучения и придерживается следующих четырех принципов:

1) Самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;

2) Обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

3) Никогда не проверяйте своего ребенка;

4) Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

Методика Шиничи Сузуки

Шиничи Сузуки - японский скрипач, педагог, философ. Вот основа его подхода: "музыкальность - это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным - это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен".

Метод Сузуки родился из его наблюдений за тем, как легко дети изучают родной язык. Он решил использовать метод обучения языку в обучении игре на скрипке. Метод получил название "Рождение таланта". Однако доктор Сузуки всегда отмечал, что использует обучение музыке только как дополнительную возможность развить ребенка, помочь познать ему мир.

Методика Никитиных

Борис Павлович и Лена Андреевна Никитины - педагоги-новаторы, родители семерых детей из подмосковного города Болшева. Они создали свою систему воспитания и оздоровления детей в семье. Система Никитиных заключается в естественном развитии и развивающих играх.

Первым принципом методики является легкая одежда и спортивная обстановка в доме: у детей с раннего детства есть доступ к спортснарядам. Детей не принуждают к специальным тренировкам, зарядкам, урокам. Ребята занимаются столько, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

Еще один принцип методики заключается в постоянном внимании родителей к деятельностей малышей, участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Борис и Елена Никитины выработали свои принципы развития в практике жизни. "Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а… создавать условия для дальнейшего его развития". Никитины - авторы таких развивающих игр, как "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Дроби", "Кирпичики", "Кубики для всех", "Уникуб".

Методика Зайцева

Николай Зайцев - педагог-новатор из Санкт-Петербурга, автор новых направлений в методиках преподавания математики, грамматики. Главный принцип методики Зайцева - складовой принцип, т. е. самой маленькой частицей речи в этой методике является не буква, не слог, а склад или усилие, которое мы делаем, когда произносим звук. Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объёму, звучанию (кубики заполнены разными материалами).

Известным пособием Зайцева является "Кубики". Но также есть "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию", "Читай и пой" с аудиокассетой, пособие "Пишу красиво". Автор создал методики обучения начальной математике, английскому языку. Сам Зайцев считает, что эту методику можно использовать для детей от 2 лет и больше она подходит для работы в группе.

Методика Тюленева

Павел Тюленев - социолог, педагог, президент Ассоциации педагогов - новаторов. Он - автор "Метода интеллектуального развития ребенка", или "Системы ускоренного обучения МИР". Среди книг Тюленева есть такие, как "Читать раньше, чем ходить", "Считать - раньше, чем ходить" "Знать ноты раньше, чем ходить", "Предпринимать - раньше, чем ходить".

Тюленев считает, что для того, чтобы обучить ребенка различным навыкам раньше, чем он научится ходить, нужно создать ему соответствующую среду, начиная с рождения.

Методика отличается тем, что все применяемые рекомендации постепенно усложняются, с первых недель жизни до совершеннолетия. Однако у Тюленева есть и противники. Они подвергают сомнению эффективность такого быстрого развития. Также следует учесть, что эта система существует не так давно, и говорить о конкретных результатах ещё очень рано.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рекомендуем почитать

Наверх